Советская Арктика. 1936, №7.

32 Советская Арктика • 1936 • № 7 охотника вести подсчет убитых им зверей. Такая привычка развита и до сего времени у манси. После убийства медведя охотники- манси делают зарубки на дереве в виде схе­ матического изображения фигур охотников, медведя и собак, с точным учетом их числа. Этим они хотят оставить воспоминание о данной охоте. Подобной охотничьей лето­ писью покрыты многие стволы деревьев в'ле- сах Сосьвинского и Березовского районов. Первобытный охотник, сделав новое оружие, пробовал его на охоте, и первое убитое им животное он в виде схематического ри­ сунка наносил на рукоятку своего ножа' или топора. Второе убитое им животное он подобным образом рисовал рядом с первым, и тач из рядов охотничьих трофеев произо­ шел геометрический орнамент. Постепенно определенная форма таких упрошенных изображений получила широкое распростра­ нение среди целого племени и создавался стиль в орнаментике. Но, говоря о первобытном искусстве, нельзя забывать, что в его создании участво­ вал не один охотник, но также и его по­ друга. О роли женщины в первобытном искусстве несправедливо умалчивает боль­ шинство искусствоведов. С разделением труда в охотничьем обществе женщина была строго изолирована от всего, что свя­ зано с охотой. Женщинам многих северных народностей до сих пор не разрешается дотрагиваться и переступать через охотни­ чьи и рыболовные снаряды. На медвежьем празднике у манси женщине запрещалось открывать лицо и есть мясо от передней части медведя. У большинства северных народностей женщинам запрещалось рисо­ вать промысловых зверей и даже петь о них песни. Отстраненная мужчиной от охотничьей магии, женщина внесла в орнамент элемент надуманности и загадку, но это обстоятель­ ство все же не сделало женский орнамент абстрактно-беспредметным. Если ей запре­ тили изображать медведя, то она стала придумывать узор медвежьей головы. У нанаек (гольды) имеется интересный орнамент — загадка. Нанайка изображала на бересте красивый узор, в котором скрыто изображение какой-нибудь птицы, или зверя, или даже группы животных. Причем для нанайской художницы величайшее насла­ ждение доставляет правильная отгадка его скрытого значения со стороны зрителя. •к Народы Севера имеют несколько стилей орнамента, в каждом встречаются образцы высокохудожественного исполнения. Самым интересным из них нам представляется стиль орнамента финно-угорской группы (хантэ, мансл и ненцев]. Орнамент этих народов можно назвать орнаментом „оленьего рога“, так как в ос­ нову этого стиля легла форма оленьих рогов. Орнамент глубоко интересен по форме и содержанию. Кочевники-оленеводы, есте­ ственно, обоготворяли оленя как главную основу их материальной жизни, доставляю­ щую им пищу и одежду. Женщины этих племен на своих одеждах и посудах стали вышивать и вырезать эмблему этого живот­ ного — „олений рог“. Постепенно эта эмблема вошла в основу орнаментального стиля трех народностей: хантэ, манси и ненцев. У хантов и манси есть два вида орнамента: на меховой одежде и на берестяной посуде. Орнамент по бере­ сте отличается особенной красотой и симме­ тричностью. Он вырезывается простым но­ жом на хорошо проваренных полотнищах бересты, потом береста сшивается в цилин дрические сосуды, называемые кужни, в ко­ торых хантэйские и мансийские хозяйки держат различную провизию. Орнамент на­ шивается также на малицы, т. е. на верх­ ние шубы. Сначала узор вырезывается из кусков кожи или меха и, красиво подо­ бранный по оттенкам, располагается на подоле и передней поле одежды. Кроме одежды, меховой орнамент украшает еще меховую обувь этих народов и женские ру­ кодельные сумки. По своей форме и ме­ ховой и берестяной орнаменты хантов и манси имеют в основе фигуру оленьего рога и треугольник из схематизации изображения рыбы. Волнообразные круги и лиственный узор совершенно отсутствуют в стиле орнамента .оленьего рога". Но, несмотря на эту сти­ листическую ограниченность, женщины-ру­ кодельницы умеют создавать в пределах стиля прекрасные узоры, поражающие разнообразием и богатством фантазии. У ненцев нет орнамента на бересте, зато у них есть орнамент на мамонтовой кости и на меховой одежде. Орнаментом укра­ шается у ненцев только верхняя одежда, называемая у мужчин sovak, а у женщин рапу. Орнамент на женской одежде богаче, чем у мужчин. Он вырезается из полосок черного собачьего меха и яркого, чаще всего желтого сукна. В основе ненецкого орнамента лежит также олений рог, но он у ненцев тупее и с меньшим числом ответвлений. Все опи­ санные виды хантэйского и мансийского орнамента, а также и меховой ненецкий орнамент исполняются исключительно жен­ щинами. Но у ненцев есть еще мужской орнамент — резьба по кости мамонта, укра­ шающая их трубки и рукоятки их охот­ ничьих ножей. По форме этот орнамент также принадлежит к стилю „оленьего рога*. Стиль орнамента „оленьего рога“ является древнейшим образцом охотничьего искус­ ства. Но, несмотря на седую древность его происхождения, он имеет большую художе­ ственную выразительность и красоту. Основная красота стиля „оленьего рога" заключается в глубокой сдержанности его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz