Советская Арктика. 1936, №7.
32 Советская Арктика • 1936 • № 7 охотника вести подсчет убитых им зверей. Такая привычка развита и до сего времени у манси. После убийства медведя охотники- манси делают зарубки на дереве в виде схе матического изображения фигур охотников, медведя и собак, с точным учетом их числа. Этим они хотят оставить воспоминание о данной охоте. Подобной охотничьей лето писью покрыты многие стволы деревьев в'ле- сах Сосьвинского и Березовского районов. Первобытный охотник, сделав новое оружие, пробовал его на охоте, и первое убитое им животное он в виде схематического ри сунка наносил на рукоятку своего ножа' или топора. Второе убитое им животное он подобным образом рисовал рядом с первым, и тач из рядов охотничьих трофеев произо шел геометрический орнамент. Постепенно определенная форма таких упрошенных изображений получила широкое распростра нение среди целого племени и создавался стиль в орнаментике. Но, говоря о первобытном искусстве, нельзя забывать, что в его создании участво вал не один охотник, но также и его по друга. О роли женщины в первобытном искусстве несправедливо умалчивает боль шинство искусствоведов. С разделением труда в охотничьем обществе женщина была строго изолирована от всего, что свя зано с охотой. Женщинам многих северных народностей до сих пор не разрешается дотрагиваться и переступать через охотни чьи и рыболовные снаряды. На медвежьем празднике у манси женщине запрещалось открывать лицо и есть мясо от передней части медведя. У большинства северных народностей женщинам запрещалось рисо вать промысловых зверей и даже петь о них песни. Отстраненная мужчиной от охотничьей магии, женщина внесла в орнамент элемент надуманности и загадку, но это обстоятель ство все же не сделало женский орнамент абстрактно-беспредметным. Если ей запре тили изображать медведя, то она стала придумывать узор медвежьей головы. У нанаек (гольды) имеется интересный орнамент — загадка. Нанайка изображала на бересте красивый узор, в котором скрыто изображение какой-нибудь птицы, или зверя, или даже группы животных. Причем для нанайской художницы величайшее насла ждение доставляет правильная отгадка его скрытого значения со стороны зрителя. •к Народы Севера имеют несколько стилей орнамента, в каждом встречаются образцы высокохудожественного исполнения. Самым интересным из них нам представляется стиль орнамента финно-угорской группы (хантэ, мансл и ненцев]. Орнамент этих народов можно назвать орнаментом „оленьего рога“, так как в ос нову этого стиля легла форма оленьих рогов. Орнамент глубоко интересен по форме и содержанию. Кочевники-оленеводы, есте ственно, обоготворяли оленя как главную основу их материальной жизни, доставляю щую им пищу и одежду. Женщины этих племен на своих одеждах и посудах стали вышивать и вырезать эмблему этого живот ного — „олений рог“. Постепенно эта эмблема вошла в основу орнаментального стиля трех народностей: хантэ, манси и ненцев. У хантов и манси есть два вида орнамента: на меховой одежде и на берестяной посуде. Орнамент по бере сте отличается особенной красотой и симме тричностью. Он вырезывается простым но жом на хорошо проваренных полотнищах бересты, потом береста сшивается в цилин дрические сосуды, называемые кужни, в ко торых хантэйские и мансийские хозяйки держат различную провизию. Орнамент на шивается также на малицы, т. е. на верх ние шубы. Сначала узор вырезывается из кусков кожи или меха и, красиво подо бранный по оттенкам, располагается на подоле и передней поле одежды. Кроме одежды, меховой орнамент украшает еще меховую обувь этих народов и женские ру кодельные сумки. По своей форме и ме ховой и берестяной орнаменты хантов и манси имеют в основе фигуру оленьего рога и треугольник из схематизации изображения рыбы. Волнообразные круги и лиственный узор совершенно отсутствуют в стиле орнамента .оленьего рога". Но, несмотря на эту сти листическую ограниченность, женщины-ру кодельницы умеют создавать в пределах стиля прекрасные узоры, поражающие разнообразием и богатством фантазии. У ненцев нет орнамента на бересте, зато у них есть орнамент на мамонтовой кости и на меховой одежде. Орнаментом укра шается у ненцев только верхняя одежда, называемая у мужчин sovak, а у женщин рапу. Орнамент на женской одежде богаче, чем у мужчин. Он вырезается из полосок черного собачьего меха и яркого, чаще всего желтого сукна. В основе ненецкого орнамента лежит также олений рог, но он у ненцев тупее и с меньшим числом ответвлений. Все опи санные виды хантэйского и мансийского орнамента, а также и меховой ненецкий орнамент исполняются исключительно жен щинами. Но у ненцев есть еще мужской орнамент — резьба по кости мамонта, укра шающая их трубки и рукоятки их охот ничьих ножей. По форме этот орнамент также принадлежит к стилю „оленьего рога*. Стиль орнамента „оленьего рога“ является древнейшим образцом охотничьего искус ства. Но, несмотря на седую древность его происхождения, он имеет большую художе ственную выразительность и красоту. Основная красота стиля „оленьего рога" заключается в глубокой сдержанности его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz