Советская Арктика. 1936, №7.

В. В. Сенкевич. Орнамент у народов Севера 31 Стало милее нам лучших слов, Силин, имя твое. Будет делом всех бедняков Сталин, дело твое. Окружная газета „Нарьян-Вындер“ в каждой литературной странице отводит место для сказок и новых песен, активно воздействуя на со ­ здание фольклорного репертуара ненцев, внедряя среди них идейно и художественно доброкачественные тексты. Устное народное творчество ненцев является активным фактором социалистического строительства в Тундре. Внимание к нему со стороны молодых ненецких писателей и газеты весьма похвально. В. R. СЕНКЕВИЧ ОРНАМЕНТ У НАРОДОВ СЕВЕРА Когда пишешь об орнаменте народов Севера, невольно вспоминаются изящные тонкие пальцы молодой хантэйки Тани, простым охотничьим ножом проворно выре­ зывающие на бересте тонкие узоры изуми­ тельной красоты и симметрии. Эта четырнадцатилетняя девочка Таня, никуда не выезжавшая из своих родных юрт, умеет в пределах гаммы одного корич­ невого цвета создать прекрасный узор для своей меховой рукодельной сумки. Таня тонко разбирается в оттенках узора. И Таня не одна. Их тысячи, таких худож- ниц-рукодельниц в национальных республи­ ках нашего Союза (особенно на Севере и Востоке). Кустарно-промышленными спосо­ бами они создают поистине художественный уют для своих юрт, иногда даже кочевых палаток. Мы хотим познакомить читателей с свое­ образным стилем орнамента народов Край­ него Севера нашей социалистической ро­ дины. * Искусство орнамента знакомь человече­ ству тысячелетия. Многие ученые Запада считают орнамент первоначальной формой живописи и утверждают, что древний чело­ век не был способен художественно воспри­ нимать окружающие его предметы и явле­ ния. Поэтому его орнамент якобы является узором с беспредметными, лишенными вся­ кого смысла линиями. Эта точка ярения выросла из непонима­ ния психики охотничьего первобытного общества. Первобытный охотник был прежде всего слепым борцом с природой. Ему, плохо вооруженному, приходилось совершать ка­ ждодневные подвиги в этой жестокой борьбе за жизнь. Он был практиком. И его искусство, как и вся его умственная жизнь, отражало эту практическую деятельность. Орнамент — глубоко конкретное искус­ ство, в нем схематизация сюжета, но не бессюжетность. Само название орнамента у северных народов разбивает буржуазные теории о его якобы абстрактной беспред­ метности. У ненцев, например, каждый вид орнамента имеет свое название: .рог лося*, „рог оленя*, .голова медведя*, „заячье ухо*. У коряков есть орнаменты под названием „солнце* и „месяц", а у якутов — „сосок кобылы', „сосуд для кумыса*. И образцы орнамента этих народов обнаруживают схе­ матическое сходство со своим названием. Как мог произойти орнамент и что древ­ нее по происхождению, — рисунки зверей или меоандр, т. е. геометрический орнамент? Наблюдения над жизнью и бытом север­ ных народов привели меня к убеждению, что древнейшей формой живописи является как раз не орнамент, а реалистическое изобра­ жение промыслового зверя или рыбы. Археологические раскопки подтверждают это положение. Подобные рисунки, вырезан­ ные из бересты, на коже и на дереве, имеются у всех народов Крайнего Севера, но в настоящее время они в значительной мере вытеснены орнаментикой и миниатюр­ ной скульптурой из кости мамонта, встречаю­ щейся у всех народов, живущих по по­ бережью Ледовитого океана (ненцы, чукчи, коряки, эскимосы, сахалинские чукчи). Эти рисунки глубоко реалистичны, полны жизни и движения, так как, по верованию их создавшей симпатической охотничьей магии, точность изображения зверя обеспе­ чивает удачу в охоте. Но откуда же появился орнамент? Мы по­ лагаем, что орнамент родился из привычки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz