Советская Арктика. 1936, №7.

30 Советская Арктика • 1936 • № 7 у него есть жена, есть много собак или оленей, есть ружье, что он поедет на зверя... Вот и вся его поэзия". Только советские ученые — фольклористы и краеведы Г. А. Стар­ цев, Нырерко, В. А. Тонкое и др. — занялись собиранием ненецкого фольклора и изданием его. И тут обнаружилось, что устное творчество ненцев обширно, разнообразно и отличается во многих случаях большой художественностью. В скором времени в Северном краевом издательстве (Архангельск) из печати выйдет интересный сборник ненецких легенд и сказок, со ­ бранных В. А. Тонковым. Это преимущественно дооктябрьский фольк­ лор. Древнейший пласт его дает представление о ранних религиозных верованиях ненцев, о пережитках анимизма, тотемизма и магии. Герои­ ческие поэмы описывают былые междуродовые и межплеменные войны, столкновения с русскими и оленными народами Севера. В основе этих войн лежит борьба за обладание оленьими стадами и пастбищами. Главное место в таких песнях занимает богатырь-ненец, обладающий ловкостью и необыкновенной силой. Наиболее популярными из них являются „Вылка Сильный" и „Вылка Тонкий". Более поздний фольклор говорит нам об.усилении классовой диффе­ ренциации среди ненцев, о появлении батрачества, о тяжелом положе­ нии женщины, бедноты и детей. В большинстве произведений дооктябрь­ ского фольклора ненцев преобладали мотивы безнадежности, жалобы на жизнь, отражавшие угнетенное положение ненецкой бедноты. Сейчас в тундре появились новые песни, в которых выражена любовь этого народа к советской власти, к Л е н и н у и С т а л и н у , отри­ цание всего того, во что верили раньше. Нам не надо царя и бога, Долой сядеев,1 церкви долой. Мы празднуем Первое мая, В пролетарский праздник несем Советское красное знамя. В качестве примера новых песен можно привести и следующую: „Мы идем по дороге, По которой шел Ленин, По которой движется т Вся наша страна. Двери к веселью и счастью открыты. Нас ведет Сталин. Стар или молод ты, товарищ, Со Сталиным мы совершим переход. Ненецкая литературная группа сознает значение фольклора не только для изучения истории своего народа, его быта и верований, но и для своего творчества. Многие произведения молодых писателей — например, „Былина" — Ив. Меньшикова, „Свадьба"— Егора Талеева, „Ненецкая с к а з к а "— Вл. Ершова и др. — созданы на ненецком фоль ­ клоре. От устной импровизации безымянного ненца-автора взята Г. Суф- тиным песенка Хосея: В тундре прибоем морским гремит, Сталин, имя твое. Слышали мы, поняли мы, Сталин, слово твое. 1 Сядеи — языческие божки у ненцев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz