Советская Арктика. 1936, №7.

Н . Д. Попов. О ненецком литературном творчестве 29 А вот о сегодняшней тундре у Соболева другие песни: В мороз, в жару, в глухие ночи Мой старший брат — оленевод С бригадой пастухов надежно Оленье стадо стережет. А вечерами на досуге Сестре и матери своей Он долго по складам читает Газету нашу „Ясовей\ А вот и финал: Когда начнет крепчать мороз, Я сам по молодому насту Вернусь учителем в колхоз. Прост в своей непосредственности и вместе с тем выразителен рассказ ненки Стеши Ардеевой — „Дочь“. Студентка Галя приехала на каникулы в свой родной чум. А дальше все так искренне, просто и коротко описано, что мы дадим слово самой Стеше Ардеевой: „Только ночь переночевала Галина в чуме спокойно. Утром осмотрела давно не­ мытые латы. Грязного братишку: Грязную посуду. Сказала решительно: -- Я сделаю в своем чуме культурный вид. Мать расстроилась: — Что ты, Галя? — Очень худо жить в грязном чуме. Хочу устроить в нашем чуме по-новому. Мать еще больше расстроилась: — Русские пусть живут по-своему, а мы будем жить тоже по-своему. Галина сказала: — Нельзя так ставить вопрос. Й она рассказала матери о голубой столовой техникума, о простынях на кроватях, о подушках, о зубном порошке. Мать хмурилась. Она говорила, что при ее жизни от грязи еще никто не умирал. Тогда Галя молча принялась за уборку. Она до-чиста вымыла латы, до блеска вытерла посуду. Выхлопала постели от пыли и вшей. Принесла стол и на него поставила зеркало. Отец смотрел на дочь. Нюхал табак и одобрительно чихал. Галя достала из чемодана мыло. Вытащила удивленного Алика на улицу. Вымыла «го и обтерла махровым полотенцем. Потом научила чистить зубы. Алик преобразился. Галя достала из чемодана книгу Горького и сказала: — Слушайте! Мать молчала. Только отец встал и проговорил: — Дай мне мыло и белый порошок. Я хочу быть таким же чистым, как мой сын. И посмотрел серьезно на мать: — Идем. Ты уже давно не мылась. Нельзя так ставить вопрос. И одобрительно улыбнулся дочери". Мы сознательно привели из рассказа эту длинную выписку, чтоб показать особый колорит его, заметный даже на русском языке. II Большую работу ненецкая литературная группа проводит по со­ биранию ненецкого фольклора: былин, сказок, легенд, песен. В рус­ ской старой фольклористике существовал реакционный взгляд на устное творчество ненцев. Многие ученые этнографы совсем не признавали за ненцами каких-либо творческих способностей. Художник А. А. Бо­ рисов в свое время писал: „Песен у самоедов я не слыхал. Когда он едет на оленях, он часто просто мурлыкает на однообразный мотив свою импровизацию, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz