Советская Арктика. 1936, №7.
Н . Д. Попов. О ненецком литературном творчестве 29 А вот о сегодняшней тундре у Соболева другие песни: В мороз, в жару, в глухие ночи Мой старший брат — оленевод С бригадой пастухов надежно Оленье стадо стережет. А вечерами на досуге Сестре и матери своей Он долго по складам читает Газету нашу „Ясовей\ А вот и финал: Когда начнет крепчать мороз, Я сам по молодому насту Вернусь учителем в колхоз. Прост в своей непосредственности и вместе с тем выразителен рассказ ненки Стеши Ардеевой — „Дочь“. Студентка Галя приехала на каникулы в свой родной чум. А дальше все так искренне, просто и коротко описано, что мы дадим слово самой Стеше Ардеевой: „Только ночь переночевала Галина в чуме спокойно. Утром осмотрела давно не мытые латы. Грязного братишку: Грязную посуду. Сказала решительно: -- Я сделаю в своем чуме культурный вид. Мать расстроилась: — Что ты, Галя? — Очень худо жить в грязном чуме. Хочу устроить в нашем чуме по-новому. Мать еще больше расстроилась: — Русские пусть живут по-своему, а мы будем жить тоже по-своему. Галина сказала: — Нельзя так ставить вопрос. Й она рассказала матери о голубой столовой техникума, о простынях на кроватях, о подушках, о зубном порошке. Мать хмурилась. Она говорила, что при ее жизни от грязи еще никто не умирал. Тогда Галя молча принялась за уборку. Она до-чиста вымыла латы, до блеска вытерла посуду. Выхлопала постели от пыли и вшей. Принесла стол и на него поставила зеркало. Отец смотрел на дочь. Нюхал табак и одобрительно чихал. Галя достала из чемодана мыло. Вытащила удивленного Алика на улицу. Вымыла «го и обтерла махровым полотенцем. Потом научила чистить зубы. Алик преобразился. Галя достала из чемодана книгу Горького и сказала: — Слушайте! Мать молчала. Только отец встал и проговорил: — Дай мне мыло и белый порошок. Я хочу быть таким же чистым, как мой сын. И посмотрел серьезно на мать: — Идем. Ты уже давно не мылась. Нельзя так ставить вопрос. И одобрительно улыбнулся дочери". Мы сознательно привели из рассказа эту длинную выписку, чтоб показать особый колорит его, заметный даже на русском языке. II Большую работу ненецкая литературная группа проводит по со биранию ненецкого фольклора: былин, сказок, легенд, песен. В рус ской старой фольклористике существовал реакционный взгляд на устное творчество ненцев. Многие ученые этнографы совсем не признавали за ненцами каких-либо творческих способностей. Художник А. А. Бо рисов в свое время писал: „Песен у самоедов я не слыхал. Когда он едет на оленях, он часто просто мурлыкает на однообразный мотив свою импровизацию, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz