Советская Арктика. 1936, №7.
В. Ф. Табелев. На Ямальском севере 19 новцы, все желают учиться, но им не созданы условия для учебы. Так, чумработница Дарья Натанги в беседе со мной об учебе сказала, что могла бы учиться в чуме, но ее почему-то не учат. Попытка оленсовхоза организовать ликвидацию неграмотности окончилась неудачей, так как ни совхоз, ни райорганизации не смогли найти ликвидаторов. Много встречается ненцев, которые хотят побывать в большом городе, посмотреть, как живут на Большой земле в больших светлых чумах. Нам приходилось встречать ненцев, побывавших в Омске, Сверд ловске; они резко отличаются от остальных, они получили большую зарядку к тому, чтобы мыслить и мечтать о таких вещах, которые не приходят в голову рядовому ненцу. Так,, например, начальник 4-й бри гады Ныдинского оленсовхоза Марик Сянг задавал мне вопросы о между народном положении, о стахановском движении, и когда он говорил о недостатке пастухов в бригаде и в целом по совхозу, — он уже мог сравнивать это положение с машиной, которую он видел в Свердловске. „Если ,— говорил о н ,— машина сломалась или нехватает винтика, то и вся машина не может нормально работать". Марик Сянг мечтает о том, чтобы попасть в Москву, увидеть, как живут в больших и „некаслаю- щих“ светлых чумах, и повидаться с т. Шмидтом. Председатель Южноямальского нацсовета т. Пуйко Алексей Ефи мович, побывавший в Омске, стал носить костюм, белье и приезжаю щих к нему в чум ненцев угощает из тарелок, пользуется вилкой и другими предметами культурного обиход а . . . Для тундры было бы большим политическим событием, если бы было организовано в Москве совещание лучших стахановцев-националов наших оленсовхозов, охотников и зверобоев. В результате такого сове щания в их лице мы бы получили лучших агитаторов в тундре за со ветскую культуру. Во всех предприятиях Севморпути, где нам удалось быть (культ- база, фактории, оленсовхозы), как правило, нигде не занимались изуче нием языка коренного населения. Коммунисты и комсомольцы не явля ются застрельщиками этого. Наоборот, нередко члены партии, подолгу работающие на Севере, не считают нужным изучать национальный язык. Например, зав. факторией коммунист Лозакович работает на Севере 5 лет, из них 3 года на фактории, в гуще национального населения, и по-ненецки не знает ни одного слова. Коммунистка Миллорд работает на Севере 10 лет, по-ненецки не знает ни одного слова; .тоже — ком мунист Новиков, руководитель Обдорской промконторы. VII Путь от Ямальской культбазы к фактории Яда идет большей частью вдоль берега Обской губы по направлению к Новому Порту. Извилистая дорога все время то спускается на лед, то отходит в сторону от берега. Примерно километров за тридцать до фактории, вдоль берега губы часто встречаются вмерзшие в лед и полузанесенные снегом рыбацкие лодки. В этих, сейчас безжизненных местах рыболовецких стоянок с на ступлением весны закипит работа. Сюда стянутся рыбаки, появятся чумы, начнется летняя путина. Из Нового Порта придут за рыбой специальные суда-рыбницы, чтобы забрать улов для переработки на консервы и балык. На высоком месте, несколько отступив от берега, стоит одинокий дом фактории, с маленькими пристройками, которые можно заметить только подъехав вплотную к дому. 2*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz