Советская Арктика. 1936, №7.

В Ф. Табелев. На Ямальском севере 15 острова приезжали кочевники, чтобы посмотреть, как живут колхозники в светлых чумах, в которых нет дыма. Постройка этих домов, оборудование соответствующей обстановкой (столами, топчанами, табуретками) и заселение имеют большое полити­ ческое значение. Осевшие колхозники зимой промышляют в районе расположения своих домов, а летом уходят на рыбный промысел, остав­ ляя в домах свои семьи. Колхозники, живущие в этих домиках, вы­ разили свою радость по поводу переселения в культурное жилье тем, что потребовали прихода Октябрьской демонстрации к их „светлому чуму". И Яков Серасков впервые держал речь перед демонстрацией,, заявив, что теперь он не бедняк и живет так, как наказали жить това­ рищи Ленин и Сталин. IV При культбазе имеется школа-интернат. Из года в год число учащихся в ней растет. 1934 учебный год был начат с 12 школьниками- ненцами. Но уже в 1935 году их стало 28, а в марте 1936 года уже обучаются 47 детей. Вербовка учащихся в интернат связана еще пока с большими трудностями. И на этом участке классовый враг оказывает сопротивле­ ние, ведя агитацию среди бедняцко-середняцкого населения против школы. Большую помощь в вербовке детей оказал пионерский лагерь, устроенный райкомом ВЛКСМ и культбазой на реке Варне — в месте наибольшего скопления ненцев. Пионеры сумели завербовать в школу пять ненецких детей, что является нелегким делом. Ненец любит своих ребят, и, прежде чем решиться на то, чтобы отдать своего ребенка в школу, он несколько раз лично проверит все условия жизни детей, их питание, все до мельчайших подробностей. Сперва он приедет на культбазу один. Он даже не скажет, зачем при­ ехал, и никого из персонала ни о чем не расспросит. В течение двух ­ трех дней незаметно для окружающих он изучает обстановку. Он не только интересуется, чем сегодня кормят ребят, но и обойдет все склады и посмотрит, какие там имеются продукты и достаточно ли их припа­ сено. Несколько дней будет обедать в столовой вместе с ребятами, прислушиваясь к их разговорам, расспрашивая о всех мелочах и кри ­ тически взвешивая и оценивая всю обстановку. И когда он убедится в том, что интернат обеспечен полностью необходимым продовольствием, ребят будут кормить мясом и свежей красной рыбой, что для его ребенка будет чистая постель и светлое теплое помещение, только тогда он заявит о причине своего приезда и пообещает привезти своего ребенка. Через несколько дней он снова появляется на культбазе уже не один, а с ребенком, чтобы устроить его в школу. Но чтобы ребенок освоился в новой обстановке, он живет с ним в течение 4 — 5 дней. Когда же снова полностью убеждается, что его ребенку неплохо, он уезжает обратно в тундру. В тундре семья прислушивается ко всяким слухам из жизни интерната, и, если узнает что-либо плохое, отец не­ медленно едет в школу в любое время и независимо от расстояния. Школа работает хорошо, это можно объяснить тем, что вокруг школы создан актив из родителей-ненцев, который ей серьезно помо­ гает. По вербовке в школу в этом году серьезную помощь оказали ненка Сераскова Александра и ненец Николай Серасков. Актив помогает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz