Советская Арктика. 1936, №7.

14 Советская Арктика • 1936 ■№ 7 Большим тормозом в организационно-хозяйственном укреплении колхозов является отсутствие счетоводов. Один из председателей кол­ хоза В. Лапсуй говорил о том, что „колхоз стал плохим потому только, что у нас нет счетовода: колхоз не может наладить точного учета, нет зоотехника, нам не помогли в организации труда, стада не закреплены за пастухом-колхозником, и не ликвидирована обезличив. С 1932 года мы добиваемся, чтобы за колхозом были закреплены определенные рыбо- угодья и пастбища, но до сих пор ничего не сделано". Культбаза и район­ ные организации имели полную возможность своевременно оказать кол­ хозу нужную помощь, но проглядели это важнейшее политическое мероприятие. Кое-где к руководству ППТ пролезли кулацко-шаманские элементы, которые способствуют развалу товариществ, дискредитируют их в гла­ зах населения. Так, например, председатель объединения им. Смидовича— Неруй вместо закупки продовольственных товаров снабжал членов товарищества спиртом, в результате пьянства были заброшены промыслы. И когда в тундре узнали, что Неруй снят с работы и отдан под суд, — в товарищество вступило новых 6 хозяйств. В колхозе Харп, находя­ щемся недалеко от культбазы, в первые дни охоты было заработано 4 тыс. руб., и на все эти деньги был куплен спирт. Вопросами коллективизации, руководством колхозов по-настоящему не занимаются ни территориальные партийные организации, ни культбаза. В районных центрах Яр-Сале, Ныдинском по существу нет земельных органов. Настоящей ответственности за дальнейший рост колхозов, за организационно-хозяйственное их укрепление, за перевод простейших товариществ на устав артели никто не несет, никакой работы с беднотой не ведется. По Южноямальскому национальному совету не организовано ни одной группы бедноты, несмотря на то, что этот совет обслуживает около 400 чумов. Борьба с кулачеством на Ямальском полуострове проводится слабо, кулак еще до сих пор скупает пушнину, имеет место кабальная сдача кулаком оленей в „падерпо“. 1 Кулак ведет ожесточенную борьбу с передовой частью ненецкого населения, используя для этого спирт и водку. Так, например, сын бывшего шамана Кабло споил пастуха 4-го стада Ныдинского оленсовхоза комсомольца Харичи Харакучи до такой степени, что последний умер у него в чуме. Среди членов колхоза Харп несколько лет тому назад зародилась мысль о переходе на оседлость, но дальше разговоров дело не шло. И только в прошлом году двум колхозникам Якову Сераскову и Ма­ ксиму Сухарикову удалось, наконец, договориться с культбазой о по­ стройке домов. Они пришли к директору культбазы и заявили: „хочем жить в таком же чуме, как твой — помогай строить”. База заключила с ними соглашение, по которому Яков Серасков и Максим Сухариков получили по себестоимости лес, тес, плахи. Строили же они дом своими силами, а техническая консультация и выполнение наиболее сложной работы, как поделка рам, дверей — осталась за культбазой. Это большое событие в тундре. Впервые в истории эти два дома были построены самими националами-колхозниками. С разных концов Ямальского полу­ 1 Т. е. сдача оленей беднякам в своеобразную .аренду*, по которой бедняк ухажи­ вает за оленями и обучает их к,упряжке, пользуется ими определенный период. По пер­ вому требованию кулак отбирает обратно оленей и получает еще вдобавок плату натурой за пользование ими.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz