Советская Арктика. 1936, №7.

А . Ф. Анисимов. В. Г. Богораз-Тан 107 дырю. В 1901 году он возвратился в Пе­ тербург, но был вновь выслан, вторично уехал в Америку и только осенью 1904 го­ да возвратился в Россию. В период империалистической войны В. Г. Богораз поддался шовинистическому угару и, не взирая на свой пятидесяти­ летний возраст, пошел добровольно на фронт, в качестве начальника санитарного отряда. С 1918 года В. Г. Богораз вновь присту­ пает к работе в Музее этнографии и антро­ пологии Академии наук. В 1921 году ста­ новится профессором этнографии в Гео­ графическом институте, а позднее, когда институт слился с Ленинградским универ­ ситетом, — профессором этнографического отделения университета. В. Г. Богораз являлся одним из инициаторов создания Ко­ митета содействия народностям Севера, и когда в 1924 году был организован Коми­ тет Севера при Президиуме ВЦИКа, стал его активным членом; он же был одним из инициаторов создания Института народов Севера. Начиная с 1924 года, В. Г. Богораз уча­ ствовал в многих научных конгрессах, где читал доклады о развитии советской работы на Севере, о культурном строительстве сре­ ди отсталых народов Севера и социалисти­ ческой реконструкции их хозяйства. В 1932 году В. Г. Богораз организовал в Ленинграде Музей истории религии Ака­ демии наук СССР, директором которого был до конца своих дней. В. Г. Богораз вел активную работу по развитию луораветланской (чукотской) пись­ менности: разработал алфавит, составил учебные книги на чукотском языке, написал грамматику и проделал большую работу по переводу на чукотский язык ряда брошюр и книг для детей. Перу В. Г. Богораза принадлежит боль­ шое количество научных работ, посвящен­ ных исследованию материальной культуры, первобытного хозяйства, расселения наро­ дов северо-востока Азии, их религии, со­ циального строя, фольклора и языка. Из них особенно ценным вкладом в науку являются три обширные монографии: „Ламуты" («Землеведение*, т. VII, кн. 1,1902), „Чукчи” („Научное обозрение', № 1—2, 1902 г.) и ■четырехтомная монография „The Chukchee" (Leiden—New York, 1904—190Э). Под именем Тана В. Г. Богораз широко известен и как беллетрист и поэт. В 1912 году было издано полное собрание его со­ чинений в 12 томах. В советское время по­ вести Тана переиздавались дважды, кроме того в последние годы В. Г. ьогоразом были написаны два новых романа „Союз молодых” и „Воскресшее племя". Часть рас­ сказов Тана переведена на английский и немецкий языки, а некоторые из его стихо­ творений (напр. „Первое мая' и .Кронштадт­ ские матросы") вошли в революционные песенники. Труды В. Г. Богораза, несмотря на всю их научную ценность, далеко не свободны от ряда существенных ошибок. В начале своей научной деятельности В. Г. Богораз являлся по своим теоретическим взглядам сторонником, правда не совсем последова­ тельным, русской школы субъективной со­ циологии. Это наложило сильный отпечаток на все его исследования: отсюда берет на­ чало непонимание В. Г. Богоразом обще­ ственно-экономической формации и его эклектизм. По приезде в Америку, работая в Нью- йоркском музее естественных наук, Ь. Г. Богораз близко сходится с известным аме­ риканским ученым, антропологом и лингви­ стом Францем Боасом, родоначальником американской школы исторической антро­ пологии. Влияние этой школы сказалось на научных работах В. Г. Богораза: отсюда у него идет тот эмпиризм, который столь характерен для всех его научных работ. Типичным примером такой эмпирической работы, написанной в духе американской школы исторической антропологии, является его основной труд — четырехтомная моно­ графия „The Chukchee', что позднее (см. предисловие к русскому изданию „Чукоч”) признавал и сам автор. Однако, В. Г. Богораз не застыл на свот х старых теоретических позициях. В последние годы он стремился освободиться от этих взглядов и упорно боролся за овладение марксистским методом. На седьмом десятке лет своей жизни он заново переучивается, пишет целый ряд работ, где пытается дать марксистский подход в освещении тех или иных явлений первобытного хозяйства, пер­ вобытных форм религиозных верований и т. п., читает научные доклады, пытаясь про­ верить свои знания в области материали­ стического понимания истории и т. д. Эти работы представляют несомненный прогресс, однако в своих основных положениях они все же остаются на уровне механистического материализма. Несмотря на ошибки и недостатки, фун­ даментальные работы В. Г. Богораза по эт­ нографии, языкам и фольклору народов Севера являются большим вкладом в науку. Оки выдвинули его в ряды крупнейших этнографов, лингвистов и фольклористов и сделали его имя широко известным в со­ ветской, западноевропейской и американ­ ской науке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz