Советская Арктика. 1936, №7.
А . Ф. Анисимов. В. Г. Богораз-Тан 107 дырю. В 1901 году он возвратился в Пе тербург, но был вновь выслан, вторично уехал в Америку и только осенью 1904 го да возвратился в Россию. В период империалистической войны В. Г. Богораз поддался шовинистическому угару и, не взирая на свой пятидесяти летний возраст, пошел добровольно на фронт, в качестве начальника санитарного отряда. С 1918 года В. Г. Богораз вновь присту пает к работе в Музее этнографии и антро пологии Академии наук. В 1921 году ста новится профессором этнографии в Гео графическом институте, а позднее, когда институт слился с Ленинградским универ ситетом, — профессором этнографического отделения университета. В. Г. Богораз являлся одним из инициаторов создания Ко митета содействия народностям Севера, и когда в 1924 году был организован Коми тет Севера при Президиуме ВЦИКа, стал его активным членом; он же был одним из инициаторов создания Института народов Севера. Начиная с 1924 года, В. Г. Богораз уча ствовал в многих научных конгрессах, где читал доклады о развитии советской работы на Севере, о культурном строительстве сре ди отсталых народов Севера и социалисти ческой реконструкции их хозяйства. В 1932 году В. Г. Богораз организовал в Ленинграде Музей истории религии Ака демии наук СССР, директором которого был до конца своих дней. В. Г. Богораз вел активную работу по развитию луораветланской (чукотской) пись менности: разработал алфавит, составил учебные книги на чукотском языке, написал грамматику и проделал большую работу по переводу на чукотский язык ряда брошюр и книг для детей. Перу В. Г. Богораза принадлежит боль шое количество научных работ, посвящен ных исследованию материальной культуры, первобытного хозяйства, расселения наро дов северо-востока Азии, их религии, со циального строя, фольклора и языка. Из них особенно ценным вкладом в науку являются три обширные монографии: „Ламуты" («Землеведение*, т. VII, кн. 1,1902), „Чукчи” („Научное обозрение', № 1—2, 1902 г.) и ■четырехтомная монография „The Chukchee" (Leiden—New York, 1904—190Э). Под именем Тана В. Г. Богораз широко известен и как беллетрист и поэт. В 1912 году было издано полное собрание его со чинений в 12 томах. В советское время по вести Тана переиздавались дважды, кроме того в последние годы В. Г. ьогоразом были написаны два новых романа „Союз молодых” и „Воскресшее племя". Часть рас сказов Тана переведена на английский и немецкий языки, а некоторые из его стихо творений (напр. „Первое мая' и .Кронштадт ские матросы") вошли в революционные песенники. Труды В. Г. Богораза, несмотря на всю их научную ценность, далеко не свободны от ряда существенных ошибок. В начале своей научной деятельности В. Г. Богораз являлся по своим теоретическим взглядам сторонником, правда не совсем последова тельным, русской школы субъективной со циологии. Это наложило сильный отпечаток на все его исследования: отсюда берет на чало непонимание В. Г. Богоразом обще ственно-экономической формации и его эклектизм. По приезде в Америку, работая в Нью- йоркском музее естественных наук, Ь. Г. Богораз близко сходится с известным аме риканским ученым, антропологом и лингви стом Францем Боасом, родоначальником американской школы исторической антро пологии. Влияние этой школы сказалось на научных работах В. Г. Богораза: отсюда у него идет тот эмпиризм, который столь характерен для всех его научных работ. Типичным примером такой эмпирической работы, написанной в духе американской школы исторической антропологии, является его основной труд — четырехтомная моно графия „The Chukchee', что позднее (см. предисловие к русскому изданию „Чукоч”) признавал и сам автор. Однако, В. Г. Богораз не застыл на свот х старых теоретических позициях. В последние годы он стремился освободиться от этих взглядов и упорно боролся за овладение марксистским методом. На седьмом десятке лет своей жизни он заново переучивается, пишет целый ряд работ, где пытается дать марксистский подход в освещении тех или иных явлений первобытного хозяйства, пер вобытных форм религиозных верований и т. п., читает научные доклады, пытаясь про верить свои знания в области материали стического понимания истории и т. д. Эти работы представляют несомненный прогресс, однако в своих основных положениях они все же остаются на уровне механистического материализма. Несмотря на ошибки и недостатки, фун даментальные работы В. Г. Богораза по эт нографии, языкам и фольклору народов Севера являются большим вкладом в науку. Оки выдвинули его в ряды крупнейших этнографов, лингвистов и фольклористов и сделали его имя широко известным в со ветской, западноевропейской и американ ской науке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz