Советская Арктика. 1936, №7.

102 Советская Арктика ■1936 ■№ 7 К—в а ДАЛЬСТРОЙ На трест Дальстрой возложено освоение огромной северо-восточной территории на­ шего Союза (400 тыс. кв. километров) от бухты Ногаево и севернее по реке Колыме до ее устья. В районах этой территории около 6 тыс. чел. коренного населения, из которых половина эвенов. До- революции население находилось здесь вкрайне забитом состоянии, оно под­ вергалось жестокому угнетению со стороны своего кулачества и сибирского купечества. Край издавна - привлекал к себе купцов, которые за бесценок скупали у местного национального населения ценнейшие меха. Пробраться в этот край можно было с большим трудом и только по оленьим тропам. Например, в Верхнеколымск — двумя путями: из Якутска на Верхоянск и Абый (свыше 2000 километров), с побе­ режья Охотского моря тропой от Олы на Сеимчан (600—700 километров). Завоз то­ варов этими путями был почти невозможен. Перед империалистической войной завоз сюда составлял всего лишь 300—500 тонн- в год. < ★ О проделанной Дальстроем работе (с 1932 по 1935 год) можно судить хотя бы по ко­ личеству грузов, завезенных на Колыму: в 1935 году до 130 тыс. тонн; в 1936 году будет завезено 200 тыс. тонн, а на 1937 год запроектировано уже 300 тыс. тонн груза. й качестве основных путей (и уже ос­ военных Дальстроем) выбраны: автодорож­ ный — с северного побережья Охотского моря от бухгы Ногаево, через Колымский хребет, к верховьям реки Колымы; вод­ ный — морем к устью Колымы, и вверх по реке. Осваивая автодорожный путь, Даль­ строй за 1932—1935 годы построил авто- мобильно-шоссейную дорогу из бухты Но­ гаево до устья речек Утиная и Средникана, впадающих в Колыму. Прокладка этой до­ роги была связана с большими трудностями. Приходилось преодолевать малодоступные горные хребты (Колымский хребет), боль­ шие заболоченные пространства и специ­ фические явления, связанные с вечной мер­ злотой (наледи и пр.). Все эти трудности дорожного строитель­ ства в основном преодолены. Сейчас Но­ гаево соединено с верховьями Колымы автомобильной дорогой, протяжением в 500 километров. Путь, по которому раньше только в короткий период года можно было провезти на оленьих нартах груз в 10—15 пудов, а летом вьюком 3—4 пуда, сейчас является трассой непрерывного движения сотен автомашин, перевозящих на протя­ жении всего года десятки тысяч тонн гру­ зов. Строительные работы здесь еще про­ должаются: ведется прокладка веток, соеди­ няющих основную трассу с различными на­ селенными пунктами. Начиная с 1932 года Дальстрой ежегодно отправляет экспедиции со своими грузами на судах Морфлота из Владивостока к устью реки Колымы, в бухту Амбарчик. Часть судов двух первых экспедиций (1932—1933 годы) не смогла вернуться обратно в одну нави­ гацию, но все грузы были полностью до­ ставлены на место. В последние же годы (1934—1935) все суда дошли благополучно и в одну навигацию вернулись обратно (в 1935 году свыше 5 тыс. тонн грузов было отправлено на 3 пароходах). Большим достижением явился проведен­ ный опыт перевозки грузов западным вод­ ным путем. В 1935 году пароход Главсев- морпути „Рабочий" с грузом Дальстроя в 2700 тонн дошел из Архангельска до устья Колымы и в ту же навигацию вер­ нулся обратно. Этот рейс повторяется в 1936 году в гораздо большем масштабе: будет отправлено 3 парохода этим же пу­ тем. Освоение западного водного пути имеет огромное значение. Грузы, которые должны попасть на Колыму из центральных районов Союза, могут быть доставлены в более ко­ роткие сроки; кроме того освобождаются от этих грузов сибирские дороги; перевозка грузов западным водным путем значительно дешевле. Исследованием, произведенным еще в 1928—1929 году, установлено, что река Колыма судоходна на всем протяжении до устьев тех речек, где сосредоточены гор­ ные работы Дальстроя. Но речной флот здесь „отсутствовал. До 1931 года по Ко­ лыме не прошло ни одно судно, кроме мел­ ких катеров. Дальстрой приступил к сборке парохо­ дов в верховьях реки Лены на специально оборудованной им верфи в Качуге. Оттуда пароходы летом спускались по Лене до бухты Тикси и специальными экспедициями шли самоходом по побережьям моря Лапте­ вых и Восточносибирского моря до устья Колымы, причем одновременно с парохо­ дами отправлялись (построенные там же) железные и деревянные баржи. Три таких экспедиции (Лено-Колымских) были осуще­ ствлены в 1933—1935 годах: первые две под руководством капитана Миловзорова, а последняя под руководством капитана Бочека. В 1935 году этот флот вполне справился с перевозками грузов, завезенных в бухту Амбарчик.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz