Советская Арктика. 1936, №7.
102 Советская Арктика ■1936 ■№ 7 К—в а ДАЛЬСТРОЙ На трест Дальстрой возложено освоение огромной северо-восточной территории на шего Союза (400 тыс. кв. километров) от бухты Ногаево и севернее по реке Колыме до ее устья. В районах этой территории около 6 тыс. чел. коренного населения, из которых половина эвенов. До- революции население находилось здесь вкрайне забитом состоянии, оно под вергалось жестокому угнетению со стороны своего кулачества и сибирского купечества. Край издавна - привлекал к себе купцов, которые за бесценок скупали у местного национального населения ценнейшие меха. Пробраться в этот край можно было с большим трудом и только по оленьим тропам. Например, в Верхнеколымск — двумя путями: из Якутска на Верхоянск и Абый (свыше 2000 километров), с побе режья Охотского моря тропой от Олы на Сеимчан (600—700 километров). Завоз то варов этими путями был почти невозможен. Перед империалистической войной завоз сюда составлял всего лишь 300—500 тонн- в год. < ★ О проделанной Дальстроем работе (с 1932 по 1935 год) можно судить хотя бы по ко личеству грузов, завезенных на Колыму: в 1935 году до 130 тыс. тонн; в 1936 году будет завезено 200 тыс. тонн, а на 1937 год запроектировано уже 300 тыс. тонн груза. й качестве основных путей (и уже ос военных Дальстроем) выбраны: автодорож ный — с северного побережья Охотского моря от бухгы Ногаево, через Колымский хребет, к верховьям реки Колымы; вод ный — морем к устью Колымы, и вверх по реке. Осваивая автодорожный путь, Даль строй за 1932—1935 годы построил авто- мобильно-шоссейную дорогу из бухты Но гаево до устья речек Утиная и Средникана, впадающих в Колыму. Прокладка этой до роги была связана с большими трудностями. Приходилось преодолевать малодоступные горные хребты (Колымский хребет), боль шие заболоченные пространства и специ фические явления, связанные с вечной мер злотой (наледи и пр.). Все эти трудности дорожного строитель ства в основном преодолены. Сейчас Но гаево соединено с верховьями Колымы автомобильной дорогой, протяжением в 500 километров. Путь, по которому раньше только в короткий период года можно было провезти на оленьих нартах груз в 10—15 пудов, а летом вьюком 3—4 пуда, сейчас является трассой непрерывного движения сотен автомашин, перевозящих на протя жении всего года десятки тысяч тонн гру зов. Строительные работы здесь еще про должаются: ведется прокладка веток, соеди няющих основную трассу с различными на селенными пунктами. Начиная с 1932 года Дальстрой ежегодно отправляет экспедиции со своими грузами на судах Морфлота из Владивостока к устью реки Колымы, в бухту Амбарчик. Часть судов двух первых экспедиций (1932—1933 годы) не смогла вернуться обратно в одну нави гацию, но все грузы были полностью до ставлены на место. В последние же годы (1934—1935) все суда дошли благополучно и в одну навигацию вернулись обратно (в 1935 году свыше 5 тыс. тонн грузов было отправлено на 3 пароходах). Большим достижением явился проведен ный опыт перевозки грузов западным вод ным путем. В 1935 году пароход Главсев- морпути „Рабочий" с грузом Дальстроя в 2700 тонн дошел из Архангельска до устья Колымы и в ту же навигацию вер нулся обратно. Этот рейс повторяется в 1936 году в гораздо большем масштабе: будет отправлено 3 парохода этим же пу тем. Освоение западного водного пути имеет огромное значение. Грузы, которые должны попасть на Колыму из центральных районов Союза, могут быть доставлены в более ко роткие сроки; кроме того освобождаются от этих грузов сибирские дороги; перевозка грузов западным водным путем значительно дешевле. Исследованием, произведенным еще в 1928—1929 году, установлено, что река Колыма судоходна на всем протяжении до устьев тех речек, где сосредоточены гор ные работы Дальстроя. Но речной флот здесь „отсутствовал. До 1931 года по Ко лыме не прошло ни одно судно, кроме мел ких катеров. Дальстрой приступил к сборке парохо дов в верховьях реки Лены на специально оборудованной им верфи в Качуге. Оттуда пароходы летом спускались по Лене до бухты Тикси и специальными экспедициями шли самоходом по побережьям моря Лапте вых и Восточносибирского моря до устья Колымы, причем одновременно с парохо дами отправлялись (построенные там же) железные и деревянные баржи. Три таких экспедиции (Лено-Колымских) были осуще ствлены в 1933—1935 годах: первые две под руководством капитана Миловзорова, а последняя под руководством капитана Бочека. В 1935 году этот флот вполне справился с перевозками грузов, завезенных в бухту Амбарчик.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz