Советская Арктика. 1936, №7.
Г. С. Смирнов. Научно-исследовательскую работу надо организовать 101 Г. С. СМИРНОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ НАДО ОРГАНИЗОВАТЬ В нашей системе широко развернут фронт научно-исследовательских и изыскательских работ общего и специального характера. Они выполняются различными управлениями (Всесоюзный Арктический институт, Гидро графия, Полярное и Морское управления и др.). Каждый год на Крайний Север отправ ляются десятки экспедиций, на которые ассигнуются значительные средства. Однако многие экспедиции, направляясь в один и тот же район, нередко дублируют работу, не зная о работах своих предшественников, или. в лучшем случае, решают одну и ту же задачу, не имея конкретной увязки своих программ. Единая система при выполнении научно- исследовательского комплекса в том или ином районе, как правило, отсутствует. В результате мы получаем неполноценный научно-исследовательский материал,на осно вании которого не всегда можем сделать нужные нам выводы. Нередко приходится выполнять работы, входящие в компетен цию другого управления. Так, портоизыска- тели и гидрологи занимаются иногда гидро графией, горняки —гидротехническими изы сканиями и т. д. Во(ьмем к примеру Хатангу. Чтобы ос воить эту замечательную водную магист раль, необходим комплекс изыскательских и исследовательских работ. В течение 1934— 19?5 годов на Хатанге работали гидрогра фический отряд шхуны .Лаптев", гидроло гическая экспедиция Всесоюзного Арктиче ского института, геологические партии (гор но-геологического управления) и портоизы скательская экспедиция. Все эти экспедиции работали изолированно, замкнувшись в своих программах, составленных до извест ной степени абстрактно. Попытки установить контакт и координировать работу нередко оставались благими порывами. Капитан шхуны „Лаптев" т. Кухарский счи тал, что портоизыскательской экспедиции до окончания гидрографических работ на Хатанге делать нечего. Здесь есть известная доля правды. Портоизыскательские работы должны базироваться на гидрографии. К со жалению, авария шхуны „Лаптев* помешала закончить обследование Хатангского залива. Осталось много белых пятен Попытки сго вориться с командованием шхуны о совме стном выполнении этих работ не увенчались успехом, так как гидрографический отряд выехал в Москву, а смены на 1936г. не было. Гидрологическая экспедиция Всесоюзного арктического института также отказалась от выполнения работ, связанных непосред ственно с проблемой судоходства по Ха танге, хотя и имела в своей программе те зис: „изучение гидрологического режима в Хатанге для дальнейшего навигационного ее освоения.. .* (? !) Геофизики и геологи Горно-геологиче- ' ского управления не совсем удачно по строили план своих работ в 1935 году. В результате на сегодняшний день мы еще не имеем исчерпывающих геологических данных по обширному району: залив Кожев никова— мыс Карго. Между тем, по заяв лению геолога Н. Н. Урванцева, в этом районе не исключено наличие скрытых со ляных куполов, разработка которых пред ставляет извес!ные выгоды с точки зрения транспорта (устройство порта в заливе Сын- даска значительно проще, чем в Нордвике). Все эти неувязки — результат своеобраз ной функционалки в научно-исследователь ской работе наших управлений. Примеры, аналогичные Хатанге, мы имеем в Колыме, Анабаре, бухте Провидения и др. Наряду с отрицательными результатами этой несогласованности в планах научно- исследовательской работы, наша система терпит убытки от значительного увеличения сметных расходов на снаряжение экспеди ций. В условиях замкнутой работы отдель ных экспедиций в пределах одного и того же района нерационально используются инструменты, лаборатории, плавсредства, а в некоторых случаях и личный состав. Все это говорит о том, что в области организации научно-исследовательской ра боты мы еще не все сделали. Необходимо разграничить функции отдель ных управлений в области научно-исследо вательской н изыскательской работы, стре мясь в то же время к организации комплекс ных экспедиций с целевыми установками. Надо установить такой порядок отпуска средств на специальные исследовательские работы, при котором все заинтересованные управления могли бы участвовать в рас смотрении программ и вводить в состав посылаемых экспедиций своих представите лей для выполнения конкретных заданий. Необходимо решить вопрос о производ стве периодических наблюдений на стацио нарных станциях и порядке технического надзора за ними, а также разработать про изводственно-технические нормы по отдель ным объектам и установить порядок сов местного и преемственного использования плавсредств, инструментария и т. д. Надо проработать вопрос об организации в Главсевморпути единого центра для коор динации всех научно-исследовательских ра бот и ввести институт инспектуры при Пла новом управлении.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz