Советская Арктика. 1936, №7.

Г. С. Смирнов. Научно-исследовательскую работу надо организовать 101 Г. С. СМИРНОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ НАДО ОРГАНИЗОВАТЬ В нашей системе широко развернут фронт научно-исследовательских и изыскательских работ общего и специального характера. Они выполняются различными управлениями (Всесоюзный Арктический институт, Гидро­ графия, Полярное и Морское управления и др.). Каждый год на Крайний Север отправ­ ляются десятки экспедиций, на которые ассигнуются значительные средства. Однако многие экспедиции, направляясь в один и тот же район, нередко дублируют работу, не зная о работах своих предшественников, или. в лучшем случае, решают одну и ту же задачу, не имея конкретной увязки своих программ. Единая система при выполнении научно- исследовательского комплекса в том или ином районе, как правило, отсутствует. В результате мы получаем неполноценный научно-исследовательский материал,на осно­ вании которого не всегда можем сделать нужные нам выводы. Нередко приходится выполнять работы, входящие в компетен­ цию другого управления. Так, портоизыска- тели и гидрологи занимаются иногда гидро­ графией, горняки —гидротехническими изы­ сканиями и т. д. Во(ьмем к примеру Хатангу. Чтобы ос­ воить эту замечательную водную магист­ раль, необходим комплекс изыскательских и исследовательских работ. В течение 1934— 19?5 годов на Хатанге работали гидрогра­ фический отряд шхуны .Лаптев", гидроло­ гическая экспедиция Всесоюзного Арктиче­ ского института, геологические партии (гор­ но-геологического управления) и портоизы­ скательская экспедиция. Все эти экспедиции работали изолированно, замкнувшись в своих программах, составленных до извест­ ной степени абстрактно. Попытки установить контакт и координировать работу нередко оставались благими порывами. Капитан шхуны „Лаптев" т. Кухарский счи­ тал, что портоизыскательской экспедиции до окончания гидрографических работ на Хатанге делать нечего. Здесь есть известная доля правды. Портоизыскательские работы должны базироваться на гидрографии. К со­ жалению, авария шхуны „Лаптев* помешала закончить обследование Хатангского залива. Осталось много белых пятен Попытки сго­ вориться с командованием шхуны о совме­ стном выполнении этих работ не увенчались успехом, так как гидрографический отряд выехал в Москву, а смены на 1936г. не было. Гидрологическая экспедиция Всесоюзного арктического института также отказалась от выполнения работ, связанных непосред­ ственно с проблемой судоходства по Ха­ танге, хотя и имела в своей программе те­ зис: „изучение гидрологического режима в Хатанге для дальнейшего навигационного ее освоения.. .* (? !) Геофизики и геологи Горно-геологиче- ' ского управления не совсем удачно по­ строили план своих работ в 1935 году. В результате на сегодняшний день мы еще не имеем исчерпывающих геологических данных по обширному району: залив Кожев­ никова— мыс Карго. Между тем, по заяв­ лению геолога Н. Н. Урванцева, в этом районе не исключено наличие скрытых со­ ляных куполов, разработка которых пред­ ставляет извес!ные выгоды с точки зрения транспорта (устройство порта в заливе Сын- даска значительно проще, чем в Нордвике). Все эти неувязки — результат своеобраз­ ной функционалки в научно-исследователь­ ской работе наших управлений. Примеры, аналогичные Хатанге, мы имеем в Колыме, Анабаре, бухте Провидения и др. Наряду с отрицательными результатами этой несогласованности в планах научно- исследовательской работы, наша система терпит убытки от значительного увеличения сметных расходов на снаряжение экспеди­ ций. В условиях замкнутой работы отдель­ ных экспедиций в пределах одного и того же района нерационально используются инструменты, лаборатории, плавсредства, а в некоторых случаях и личный состав. Все это говорит о том, что в области организации научно-исследовательской ра­ боты мы еще не все сделали. Необходимо разграничить функции отдель­ ных управлений в области научно-исследо­ вательской н изыскательской работы, стре­ мясь в то же время к организации комплекс­ ных экспедиций с целевыми установками. Надо установить такой порядок отпуска средств на специальные исследовательские работы, при котором все заинтересованные управления могли бы участвовать в рас­ смотрении программ и вводить в состав посылаемых экспедиций своих представите­ лей для выполнения конкретных заданий. Необходимо решить вопрос о производ­ стве периодических наблюдений на стацио­ нарных станциях и порядке технического надзора за ними, а также разработать про­ изводственно-технические нормы по отдель­ ным объектам и установить порядок сов­ местного и преемственного использования плавсредств, инструментария и т. д. Надо проработать вопрос об организации в Главсевморпути единого центра для коор­ динации всех научно-исследовательских ра­ бот и ввести институт инспектуры при Пла­ новом управлении.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz