Советская Арктика. 1936, №6.
А . Л. Горбунков. Художественный костерезный промысел на Чукотке _____________ Р/ мастерской была создана группа пионеров- школьников, желавших обучаться костерез ному делу. Занятиями руководил комсомо лец т. Туккай. Ребята с увлечением осваи вали технику резьбы, Подобная же группа была создана в Чап лино, где работой руководил т. Майна. Вскоре его уроки были перенесены в шко лу и включены в расписание занятии. Этот опыт был заимствован и удачно применен Сиреникской школой, где руководителем учащихся был выдвинут учитель-практикант комсомолец т. Аттата. С 1933 года Уэленская и Нууканская школы ввели у себя плановые занятия резьбой по кости. Уэленских ребят обу чает т. Уквутагын, нуу- --------------- канских — т. Хухутан. В 1934/35 учебном году в этих школах уроки ко стерезного дела обяза тельны для девочек и мальчиков. Опыт показы вает, что девочки пре красно справляются с ра ботой и не отстают от мальчуганов. За время с июня 1934 года по май 1935 года райинтегралсоюзом про ведено шесть курсовых мероприятий по обуче нию и переобучению ко- стерезов. Общее коли чество курсантов дости гало 70 чел., что состав ляет половину всех заня тых в промысле. Курсы по типу разделялись на три группы: районные курсы— 45'рабочих дней; кустовые курсы — 30 р а бочих дней; колхозные-- 30 рабочихкней. Курсы проводились на самоокупаемости, полностью себя оправдавшеіі. Приход от реализации изделий курсантов — 9908 руб., расход по курсам — 10036 р. В сумму расхода были включены стипендии курсантов, вы дававшиеся им в размере 75 руб. в месяц. Практические результаты курсов зна чительны: курсанты успешно осваивали ос новы костерезного дела. Вот показатели их успехов: токарь по кости за 30 рабочих дней успевал усвоить производство шашек и шахматных фигур (ранее он на станке не работал); резчик-конструктор за то же время овладел изготовлением качествен ной модели ножа, спичечницы и портсигара резчик глиптик за 45 рабочих дней овла Рисункн и орнаменты чукотских мастеров, выполненные на кости, коже н бумаге
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz