Советская Арктика. 1936, №6.

С. Обручев. Аэросани на Чукотке 83 По своим задачам поездки распределялись следующим образом: геолого-картографических маршрутов—2755 километров; отдельных ас­ трономических маршрутов—440; между базами Певек и Ча ун—2810; между другими базами—760; аварийных— 300; пробных—173; разных подсобных— 145; в с е г о—7385 километров. Потребление горючего дости­ гало 560—570 граммов на километр. Аварии, кроме упомянутого выше прорыва поршня, выражались главным образом в поломке лыж и шасси. Происходило это чаще всего при поездках по прибрежным равнинам (с крепко убитым снегом и обильными застругами) и по торосам Чаунской губы, где было пройдено около 3350 километров — почти половина всех маршрутов. Особенно часты были аварии в темные месяцы. Весной же маршруты в горы были совершены почти без единой аварии. Правда, к концу работы лыжи при­ шлось скреплять хомутиками, уздечками. Комплекты запасных лыж совершенно необходимы при длительной работе. Опыт использования аэросаней в нашей экспедиции особенно ценен тем, что они работали непрерывно в течение всей зимы и в самых разнообразных условиях: в горах и на равнине, при морозах до 50° и при таянии. Как уже говорилось выше, наиболее благоприятное время для работы аэросаней — весенние месяцы, начиная смарта. В это время сани применимы для всевозможных целей — исследовательских и транс­ портных. В темные же и холодные месяцы возможна связь между ба ­ зами и переброска людей и грузов между пунктами на расстояние в несколько сот километров. Во время исследовательских работ мы познакомились со всеми воз­ можными видами санной дороги: проходили по торосам Чаунской губы, по крепкому и рыхлому снегу прибрежных и предгорных долин, по за­ стругам горных ущелий, по сыпучим снегам между зарослями кустар­ ников, по льду и воде горных наледей, по морскому льду. Наш опыт доказывает, что аэросани являются вполне эффективным транспортным средством на Севере и что некоторое недоверие к ним вызвано недостатком опыта. Конечно, благоприятные результаты нашего опыта обусловлены удачно выбранным типом машины, хорошим состоя­ нием моторов, особенно самоотверженной работой механиков-водителей, которые показали себя настоящими стахановцами Арктики. При выборе механического транспорта для Арктики постоянно при­ ходится слышать страстные споры сторонников вездеходов и аэроса ­ ней. Нам кажется, здесь следует четко разграничить сферы применения. Аэросани превосходят своей проходимостью (для них недоступны только крутые склоны и тяжелые торосы), скоростью, экономным потре­ блением горючего. Их грузоподъемность меньше, почти вдвое. Но так как горючего потребляется тоже почти вдвое меньше (570 граммов вместо 700—1200 граммов на километр), а скорость от 30 до 70 кило­ метров вместо 6—10 километров, то полезная грузоподъемность их почти одинакова с вездеходами. Конечно, нет смысла использовать аэросани для перевозки грузов, особенно громоздких. Вездеходы гораздо лучше приспособлены для грузовых операций. На дальнее же расстояние аэросани несомненно выгоднее: переброска более ценного груза (пушнины, медикаментов и т. п.), не говоря уже о поездках людей. Особенно ценны аэросани для связи между базами — исследовательскими и хозяйственными. Вездеход — это грузовик Арктики, аэросани— легковой автомобиль

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz