Советская Арктика. 1936, №6.
82 Советская Арктика ■1936 • № 6 сани с двумя водителями возвращались в с. Чаун и, забрав там около 400 килограммов горючего, шли опять к подножию гор. На это уходили сутки, в худшем случае — до трех суток. С базы большие сани (с грузом около 600—700 килограммов, включая сюда водителя, двух научных сотрудников, запас горючего — 200 килограммов, маленькую палатку и продовольствие на две недели) уходили возможно дальше в горы. Опыт показал, что нагрузка свыше 700 килограммов отражается неблагоприятно на проходимости. А с грузом в 700 килограммов за все время мы не встретили такого снега, который не могли бы пройти. В горах мы проходили большие наледи, занимавшие всю ширину долины или ущелья. С наступлением весны на наледях появилась в боль шом количестве вода. Эти участки представляли наибольшую опасность для саней, но мы, к счастью, только один раз попали в канаву, причем мощность митора оказалась достаточной, чтобы пройти без аварии опасные места. Геологическая работа протекала успешно. Уже в апреле мы могли останавливать мотор на короткий срок и заводить его потом без подо грева. А в мае даже после шести часов остановки мотор был еще д о статочно теплый. Большая скорость и проходимость саней позволяли осматривать объекты, совершенно недостижимые при оленьем или со бачьем транспорте. При восхождении на горы изучали геологическое строение (все маршруты лежали в области горизонтальной толщи лав и туфов, так что восхождения позвооляли давать полные рзрезы), производили с высоты зарисовки для карты, записывали наблюдения для орографического очерка. Глубокое проникновение в горы казалось нам сначала невозможным, но затем выяснилось, что северный Анюйский хребет и Анадырское плато прорезаны глубокими долинами ледникового происхождения, по которым можно не только пройти вглубь, но и пересечь эти две гор ные системы. В северном Анюйском хребте, сильно расчлененном и суровом, высоты которого достигают 1800 метров, нам удалось найти пологие долины с перевалами на высоте около 900 метров, которые вывели нас на южное подножие, в долину Малого Анюя (притока Колымы). В Анадырском плато, средняя высота которого равна 800—1000 ме тров, а отдельные вершины достигают 1200 метров, перевал оказался еще ниже — всего 400 метров над уровнем моря, и мы проникли далеко на юг, в систему реки Белой (притока Анадыря). Этими маршрутами мы установили возможность связать аэросанными трассами Чаун с низовьями Колымы (через Малый Анюй) и с Анадырем (через реку Белую). От Чауна до села Усть-Бела (на реке Анадыре) аэросани могут дойти за 12 часов. Мы закончили геологические маршруты 18 мая, а 21 мая аэросани вернулись с устья Чауна в Певек. На реках показалась уже вода, и дальнейшая работа была невозможна. Итоги работы аэросаней довольно значительны. Общее протяже ние пройденного расстояния достигает 7385 километров, причем большие сани (на которых был сменен мотор) прошли 4785 километров. Весен ние месяцы дают наибольший километраж — это наиболее благоприятное время. Средняя скорость в январе — феврале от 22 до 28 километров в час, в марте — апреле от 35 до 38, а в мае достигает даже 40 километров. Максимальная скорость достигала 60—70 километров в час, минимальная же, при проезде по застругам и торосам — 10— 15 километров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz