Советская Арктика. 1936, №6.

82 Советская Арктика ■1936 • № 6 сани с двумя водителями возвращались в с. Чаун и, забрав там около 400 килограммов горючего, шли опять к подножию гор. На это уходили сутки, в худшем случае — до трех суток. С базы большие сани (с грузом около 600—700 килограммов, включая сюда водителя, двух научных сотрудников, запас горючего — 200 килограммов, маленькую палатку и продовольствие на две недели) уходили возможно дальше в горы. Опыт показал, что нагрузка свыше 700 килограммов отражается неблагоприятно на проходимости. А с грузом в 700 килограммов за все время мы не встретили такого снега, который не могли бы пройти. В горах мы проходили большие наледи, занимавшие всю ширину долины или ущелья. С наступлением весны на наледях появилась в боль­ шом количестве вода. Эти участки представляли наибольшую опасность для саней, но мы, к счастью, только один раз попали в канаву, причем мощность митора оказалась достаточной, чтобы пройти без аварии опасные места. Геологическая работа протекала успешно. Уже в апреле мы могли останавливать мотор на короткий срок и заводить его потом без подо­ грева. А в мае даже после шести часов остановки мотор был еще д о ­ статочно теплый. Большая скорость и проходимость саней позволяли осматривать объекты, совершенно недостижимые при оленьем или со­ бачьем транспорте. При восхождении на горы изучали геологическое строение (все маршруты лежали в области горизонтальной толщи лав и туфов, так что восхождения позвооляли давать полные рзрезы), производили с высоты зарисовки для карты, записывали наблюдения для орографического очерка. Глубокое проникновение в горы казалось нам сначала невозможным, но затем выяснилось, что северный Анюйский хребет и Анадырское плато прорезаны глубокими долинами ледникового происхождения, по которым можно не только пройти вглубь, но и пересечь эти две гор­ ные системы. В северном Анюйском хребте, сильно расчлененном и суровом, высоты которого достигают 1800 метров, нам удалось найти пологие долины с перевалами на высоте около 900 метров, которые вывели нас на южное подножие, в долину Малого Анюя (притока Колымы). В Анадырском плато, средняя высота которого равна 800—1000 ме­ тров, а отдельные вершины достигают 1200 метров, перевал оказался еще ниже — всего 400 метров над уровнем моря, и мы проникли далеко на юг, в систему реки Белой (притока Анадыря). Этими маршрутами мы установили возможность связать аэросанными трассами Чаун с низовьями Колымы (через Малый Анюй) и с Анадырем (через реку Белую). От Чауна до села Усть-Бела (на реке Анадыре) аэросани могут дойти за 12 часов. Мы закончили геологические маршруты 18 мая, а 21 мая аэросани вернулись с устья Чауна в Певек. На реках показалась уже вода, и дальнейшая работа была невозможна. Итоги работы аэросаней довольно значительны. Общее протяже­ ние пройденного расстояния достигает 7385 километров, причем большие сани (на которых был сменен мотор) прошли 4785 километров. Весен­ ние месяцы дают наибольший километраж — это наиболее благоприятное время. Средняя скорость в январе — феврале от 22 до 28 километров в час, в марте — апреле от 35 до 38, а в мае достигает даже 40 километров. Максимальная скорость достигала 60—70 километров в час, минимальная же, при проезде по застругам и торосам — 10— 15 километров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz