Советская Арктика. 1936, №6.

И. О. Серкин. К о лхо зное строительство 5 в каком хозяйстве умеют обращаться с инструментом и сделать какую- либо починку, и все это потому, что ни в одном из районов Таймыр­ ского национального округа нет даже самой простой кустарной почи­ ночной мастерской. Наши организации (фактории, культбазы, совхозы) безынициативны, проявляют консерватизм в деле применения новых и более совершенных форм организаций труда. А ведь накопились боль­ шие возможности и предпосылки к решительному и быстрому изме­ нению примитивного хозяйственного уклада жизни и быта народов Крайнего Севера. О низком бытовом и культурном уровне жизни народов Таймыр­ ского национального округа говорит в первую очередь их кочевой образ жизни. Жилищем кочевых народов округа все еще являются шестовые и нартенные чумы. У населения, особенно в зимнее время, имеется огром­ ный избыток времени, непроизводительно расходуемого разъездами на оленях за сотни километров в гости (так называемое „гостевание"). Только теперь, при советской власти, в связи с созданием нацио­ нальных округов и областей, уровень культурной жизни малых народов Севера значительно стал повышаться. До Октябрьской революции не было никакого понятия о грамоте, о школе, а в настоящее время широко развернуто школьное строительство. Несмотря на крупные недостатки, как в школьном строительстве, так и в системе народного образования (большинство школ находится еще в нартенных чумах, учителя недостаточно знают родные языки народов, и др.), количество обучающейся молодежи из года в год растет.Например.в Хатангской школе- интернате при культбазе в 1935 году было 22 ученика, а в 1936 году обучаются 47 человек; в школе-интернате на реке Хите в 1935 году было 43 ученика, а в 1936 году стало 103. Тяга к образованию большая, ребята в школе проявляют большой интерес к учебе, большие способ­ ности и талант. Вот, например, двенадцатилетняя ученица третьего класса Хатангской школы, Черду Мария. Она не только одна из первых учениц, но замечательная рисовальщица с натуры. Портняхин Н и к о л е й ( п о нацио­ нальности саха-долганин, ему только девять лет) обучается во втором классе. Коля Портняхин, кочуя с отцом и матерью по тундре и побе­ режью Хатангского залива, видел не только дикого оленя, но с большим Аргнш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz