Советская Арктика. 1936, №6.

80 Советская. Арктика ■1936 • № 6 С. ОБРУЧЕВ АЭРОСАНИ НА ЧУКОТКЕ В 1934—1935 годах по поручению Арктического института мною .и геодезистом А. Ковтуном исследовался район, примыкающий к Чаун­ ской губе. Эта экспедиция дала много ценного материала по картогра­ фии, геологии и полезным ископаемым. Мы коснемся только одного вопроса: о работе аэросаней, которые применялись в нашей экспедиции в качестве основного средства пере­ движения зимой. Применение аэросаней в Арктике не ново. В научных арктических экспедициях ими пользовались неоднократно. В 1930/31 году известный географ А. Вегенер взял с собой для исследования ледникового щита Гренландии двое аэросаней (финской государственной фабрики летательных аппаратов) с моторами Сименс— 112 сил. Сани имели по четыре деревянных лыжи и работали в течение короткого срока — с 27 августа по 27 сентября. Однако, опыт прошел неудачно: аэросани были оставлены в нескольких десятках километров от берега с испорченными моторами (сам же Вегенер, как известно, погиб). Главная причина неудачи — непрерывная пурга, дувшая навстречу с ледникового щита. В 1932/33 году на станцию Арктического института (ледниковый щит Новой Земли) были взяты аэросани ЦАГИ (малая модель) с мото­ ром „Люцифер" в 100 сил. В поездках участвовали геолог М. Ермолаев, водитель Петерсен и геофизик Велькнер (бывший сотрудник экспеди­ ции Вегенера). Сани работали в конце октября и в ноябре 1932 года, вторую половину февраля и в мае — июне 1933 года: проехали всего около 1800 км. Расход горючего — 560 граммов на километр. Сани были оставлены на ледниковом щите в феврале 1933 года при поездке к мысу Желания (сильная пурга в течение 10 дней не позволяла очистить лыжи и завести мотор) и были освобождены лишь в мае. В 1932/33 году другие аэросани (большая модель ЦАГИ с совет­ ским мотором М-11) работали на станции в бухте Тикси. Сани совершали поездки с 27 октября, в ноябре и с конца февраля по 8 июня. В поезд­ ках (их было всего 30) участвовали: водитель А. Денисов и научные сотрудники — Фрейберг, Войцеховский, Ушаков. Главные маршруты — вокруг губы Борхая для определения астропунктов и в устье Лены. Пройдено всего 3400 километров. Нагрузка от 400 до 1050 килограммов. Расход горючего от 600 до 650 граммов на километр. Как видим, из этих трех опытов наиболее удачен последний. Работа аэросаней на ледниковых щитах Гренландии и Новой Земли чрезвычайно затруднялась сильной пургой. Повидимому, при особенно низких тем­ пературах сани не работали. Мы взяли с собой двое аэросаней: малые (открытые) и большие (закрытые). На обоих стояли советские стосильные авиационные моторы М-11. Емкость баков для горючего была увеличена установкой допол­ нительных баков на малых санях — до 130, на больших— до 200 кило­ граммов. Регулярная работа началась с 4 января 1935 года, еще до оконча­ ния полярной ночи. Состоялись большие поездки через Чаунскую губу для определения астропунктов на острове Айоне и поездки по запад­ ному берегу губы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz