Советская Арктика. 1936, №6.
76 Советская Арктика • 1936 • № 6 Темпы разгрузки, как правило, очень низки. Вместо установленной Морфлотом нормы 100 тонн на люк (трюм) в сутки, в среднем выгружают не более 50—60 тонн. Между тем все возможности для выполнения и перевыполнения заданных норм имеются. Например, тот же пароход „Охотск", выполнивший в первые дни стоянки в Анадыре нормы на 20—30°/о, начал давать в конце стоянки по 100—110 тонн на люк, благодаря лучшей организации работ. Бункеруясь в бухте Провидения, „Охотск“ принимал в первые сутки по 70—100 тонн угля, а в послед ние—до 250 тонн при одинаковых условиях погоды и равном количестве рабочей силы. В Морском управлении Главсевморпути существует мнение о нецеле сообразности фрахтования нами судов, о большей „выгодности1* отправки грузов по прямым коносаментам через Морфлот. При этом совершенно не учитываются показатели в пользу фрахтованного судна: а) доставка грузов на место обеспечивается наличием на пароходе представителя теруправления, знающего степень важности грузов для отдельных мест и в соответствии с этим маневрирующего и меняющего график движения; б) устраняется возможность затоваривания, так как представитель теруправления, приезжая на факторию или полярную станцию, снимает остатки, проверяет контингент, среди которого ведет торговлю данная точка, и в зависимости от этого оставляет товары; в) при наличии парохода в распоряжении Главсевморпути упоря дочена погрузка во Владивостоке. Мы подчеркиваем, что снабжение Чукотки при помощи парохода- экспедиции" нужно считать на ближайшие годы наиболее приемлемым* Из внутренних путей сообщения Чукотки основными являются речные: главной водной магистралью является река Анадырь, пересекаю щая в широтном направлении Анадырский район; второстепенные водные пути — притоки Анадыря: реки Великая, Майн, Танюрер, Белая, и при токи Колымы — Большой и Малый Анюй, Омолон, Амгуэма, Хатырка и др. По ним могут свободно ходить катеры с осадкой до 1,5 метра, и только в засушливое лето Анадырь становится непроходим для катеров с большой осадкой. Навигация по рекам начинается 5—15 июня и продолжается до появления шуги (20—28 сентября). Продолжительность навигации по Анадырю с притоками 70—80 дней, по Анадырскому лиману на 5—10 дней больше. Современное состояние речного транспорта на Чукотке неудовле творительно. Не только нет специальных судов для речных систем, но совершенно нет специального катерного флота. Необходимостью является постройка и эксплоатация на реке Ана дырь 3—5 катеров, с железными корпусами, мощностью 50—75 л. с. и 5—6 железных барж по 50 тонн грузоподъемностью. Железный флот необходим. Он позволяет плавать но Анадырю в период первой шуги* в то время как деревянный флот должен заблаговременно убираться на зимовку. По 1—2 катера и 2—4 кунгаса нужно дать и на другие реки Чукотки. В Чукотском округе существуют два вида зимнего транспорта: собачий и оленный. Первым пользуется преимущественно оседлое население, вторым кочевое. Зимний транспорт, обслуживающий насе ление в течение 8 месяцев в году, имеет большое значение в меж районной и внутренней связи грузоперевозок. Кочевое население, про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz