Советская Арктика. 1936, №6.

76 Советская Арктика • 1936 • № 6 Темпы разгрузки, как правило, очень низки. Вместо установленной Морфлотом нормы 100 тонн на люк (трюм) в сутки, в среднем выгружают не более 50—60 тонн. Между тем все возможности для выполнения и перевыполнения заданных норм имеются. Например, тот же пароход „Охотск", выполнивший в первые дни стоянки в Анадыре нормы на 20—30°/о, начал давать в конце стоянки по 100—110 тонн на люк, благодаря лучшей организации работ. Бункеруясь в бухте Провидения, „Охотск“ принимал в первые сутки по 70—100 тонн угля, а в послед­ ние—до 250 тонн при одинаковых условиях погоды и равном количестве рабочей силы. В Морском управлении Главсевморпути существует мнение о нецеле­ сообразности фрахтования нами судов, о большей „выгодности1* отправки грузов по прямым коносаментам через Морфлот. При этом совершенно не учитываются показатели в пользу фрахтованного судна: а) доставка грузов на место обеспечивается наличием на пароходе представителя теруправления, знающего степень важности грузов для отдельных мест и в соответствии с этим маневрирующего и меняющего график движения; б) устраняется возможность затоваривания, так как представитель теруправления, приезжая на факторию или полярную станцию, снимает остатки, проверяет контингент, среди которого ведет торговлю данная точка, и в зависимости от этого оставляет товары; в) при наличии парохода в распоряжении Главсевморпути упоря­ дочена погрузка во Владивостоке. Мы подчеркиваем, что снабжение Чукотки при помощи парохода- экспедиции" нужно считать на ближайшие годы наиболее приемлемым* Из внутренних путей сообщения Чукотки основными являются речные: главной водной магистралью является река Анадырь, пересекаю­ щая в широтном направлении Анадырский район; второстепенные водные пути — притоки Анадыря: реки Великая, Майн, Танюрер, Белая, и при­ токи Колымы — Большой и Малый Анюй, Омолон, Амгуэма, Хатырка и др. По ним могут свободно ходить катеры с осадкой до 1,5 метра, и только в засушливое лето Анадырь становится непроходим для катеров с большой осадкой. Навигация по рекам начинается 5—15 июня и продолжается до появления шуги (20—28 сентября). Продолжительность навигации по Анадырю с притоками 70—80 дней, по Анадырскому лиману на 5—10 дней больше. Современное состояние речного транспорта на Чукотке неудовле­ творительно. Не только нет специальных судов для речных систем, но совершенно нет специального катерного флота. Необходимостью является постройка и эксплоатация на реке Ана­ дырь 3—5 катеров, с железными корпусами, мощностью 50—75 л. с. и 5—6 железных барж по 50 тонн грузоподъемностью. Железный флот необходим. Он позволяет плавать но Анадырю в период первой шуги* в то время как деревянный флот должен заблаговременно убираться на зимовку. По 1—2 катера и 2—4 кунгаса нужно дать и на другие реки Чукотки. В Чукотском округе существуют два вида зимнего транспорта: собачий и оленный. Первым пользуется преимущественно оседлое население, вторым кочевое. Зимний транспорт, обслуживающий насе­ ление в течение 8 месяцев в году, имеет большое значение в меж­ районной и внутренней связи грузоперевозок. Кочевое население, про­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz