Советская Арктика. 1936, №6.

7 4 Советская Арктика • 1936 ■№ 6 Казалось бы, в этих условиях руководство Чукотского треста должно было принять все меры, чтобы не допускать дальнейшей деформации здания. Однако ничего в этом отношении не сделали. Под отапливаемыми помещениями завода не было сделано необходи­ мой термоизоляции и вентиляции. Почва прогревается, и поэтому увели­ чивается количество грунтовых вод, ускоряются оползневые явления. Теплые производственные воды не отводились в сторону и, попадая в почву возле завода, усиливали опасность. Наконец у берега завода из года в год собиралась соль, которая разъедала почву. В 1935 году на этом месте образовалась яма глубиной до 1,5 метра. Несомненно, при­ менение термической изоляции пола под котельной, отвод производ­ ственных вод позволят работать заводу до переноса на новое место. При проектировании нового завода надо учесть ряд новых цехов (в первую очередь цеха оленьих консервов) и необходимость замшевого завода для переработки продукции Анадырского оленсовхоза. II Строительство является одним из самых „узких" мест в работе организаций Чукотского округа. Неимоверно высока себестоимость: кубометр рубленого здания стоит в Анадыре и д р у г и х местах Ч у ­ котки до Уэлена 140—150 руб. За Уэленом кубометр здания стоит уже 280—300 руб. Высокая себестоимость объясняется рядом причин. Стройконтора Дальневосточного теруправления заготовляет срубы во Владивостоке и направляет их на Чукотку, причем строительство (сборку домов) в Анадыре осуществляет стройсектор Чукотского треста, а во всех остальных пунктах специальная группа, командируемая строй­ конторой (техник и 5—6 рабочих). Так как пароходы простаивают в одном пункте очень недолго, а на обратном пути вообще не заходят в пункты, где они произвели уже разгрузку, то строительная группа остается в полном составе на зимовку, получая почти год (до следующей навигации) зарплату и бесплатное питание. Работают они 1—2 месяца. Остальное не рабочее время л о ­ жится накладным расходом на строительство. Удорожают строительство высокие фрахты, особенно на лесомате­ риалы: Морфлот (и Главсевморпуть) взимают с грузодателя по 40 руб. за перевозку кубометра леса до Анадыря. 1 кубометр леса весит в среднем только 0,7 тонны, но, принимая во внимание объемный коэффициент, за него взыскивается как за тонну. При переходе за Уэлен фрахтовая ставка резко меняется (в связи с полярным рейсом—повышенная зарплата, ава­ рийные запасы), и вместо 40 руб. платят 275 руб. за кубометр леса. На Чукотке нет ни одного инженера-строителя. Нет технического руководства, нет борьбы за снижение себестоимости, за рационализацию •строительства, за изыскание местных дешевых стройматериалов. В быт­ ность т. Сердюка на мысе Шмидта, им был построен дом целиком из местного камня, но этот опыт пока не перенесен на другие стройки. Еще хуже, чем в системе Главсевморпути, идет строительство у других окружных организаций. Не имея ни своей, ни подрядной строй­ конторы, они вынуждены строить кустарно-хозяйственным способом. В результате из года в год капиталовложения не используются, лимиты закрываются, и стройка производится крайне медленно (здание новой ■средней школы строится в Анадыре уже 4 года). Каковы пути к улучшению строительства на Чукотке?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz