Советская Арктика. 1936, №6.
7 4 Советская Арктика • 1936 ■№ 6 Казалось бы, в этих условиях руководство Чукотского треста должно было принять все меры, чтобы не допускать дальнейшей деформации здания. Однако ничего в этом отношении не сделали. Под отапливаемыми помещениями завода не было сделано необходи мой термоизоляции и вентиляции. Почва прогревается, и поэтому увели чивается количество грунтовых вод, ускоряются оползневые явления. Теплые производственные воды не отводились в сторону и, попадая в почву возле завода, усиливали опасность. Наконец у берега завода из года в год собиралась соль, которая разъедала почву. В 1935 году на этом месте образовалась яма глубиной до 1,5 метра. Несомненно, при менение термической изоляции пола под котельной, отвод производ ственных вод позволят работать заводу до переноса на новое место. При проектировании нового завода надо учесть ряд новых цехов (в первую очередь цеха оленьих консервов) и необходимость замшевого завода для переработки продукции Анадырского оленсовхоза. II Строительство является одним из самых „узких" мест в работе организаций Чукотского округа. Неимоверно высока себестоимость: кубометр рубленого здания стоит в Анадыре и д р у г и х местах Ч у котки до Уэлена 140—150 руб. За Уэленом кубометр здания стоит уже 280—300 руб. Высокая себестоимость объясняется рядом причин. Стройконтора Дальневосточного теруправления заготовляет срубы во Владивостоке и направляет их на Чукотку, причем строительство (сборку домов) в Анадыре осуществляет стройсектор Чукотского треста, а во всех остальных пунктах специальная группа, командируемая строй конторой (техник и 5—6 рабочих). Так как пароходы простаивают в одном пункте очень недолго, а на обратном пути вообще не заходят в пункты, где они произвели уже разгрузку, то строительная группа остается в полном составе на зимовку, получая почти год (до следующей навигации) зарплату и бесплатное питание. Работают они 1—2 месяца. Остальное не рабочее время л о жится накладным расходом на строительство. Удорожают строительство высокие фрахты, особенно на лесомате риалы: Морфлот (и Главсевморпуть) взимают с грузодателя по 40 руб. за перевозку кубометра леса до Анадыря. 1 кубометр леса весит в среднем только 0,7 тонны, но, принимая во внимание объемный коэффициент, за него взыскивается как за тонну. При переходе за Уэлен фрахтовая ставка резко меняется (в связи с полярным рейсом—повышенная зарплата, ава рийные запасы), и вместо 40 руб. платят 275 руб. за кубометр леса. На Чукотке нет ни одного инженера-строителя. Нет технического руководства, нет борьбы за снижение себестоимости, за рационализацию •строительства, за изыскание местных дешевых стройматериалов. В быт ность т. Сердюка на мысе Шмидта, им был построен дом целиком из местного камня, но этот опыт пока не перенесен на другие стройки. Еще хуже, чем в системе Главсевморпути, идет строительство у других окружных организаций. Не имея ни своей, ни подрядной строй конторы, они вынуждены строить кустарно-хозяйственным способом. В результате из года в год капиталовложения не используются, лимиты закрываются, и стройка производится крайне медленно (здание новой ■средней школы строится в Анадыре уже 4 года). Каковы пути к улучшению строительства на Чукотке?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz