Советская Арктика. 1936, №6.
68 Н о этого еще недостаточно. Надо гораздо шире поставить подготовку таких необхо димых квалификаций для каждой зимовки, как радисты, метеорологи. Тем более, что на 1936/37 год проектируется радиофициро вать большинство факторий. Чтобы насытить кадрами Енисейский север, в который вхо дят огромные территории Таймыра и Эвен кии, надо иметь полярные курсы, намного превышающие их сегодняшнюю пропуск ную способность. В затоне,где находится промысловый флот, 60 рабочих учатся на курсах мотористов. Пройдет лед вниз по Енисею, и поведут по Игарке кавасаки и катеры свои мотористы. Три игарских лесозавода пилят дерево на экспорт. Рабочие заводов систематически повышают свою квалификацию, они учатся на курсах. 100 человек проходят техминимум. Инженеры взяли шефство над стаханов цами, проводят с ними индивидуальную ѵчебу, передают' им свои технические зна ния. Инженер Мерзлов занимается с элек тросварщиком Зарванским и слесарем Рево; инженер Арапов — с рамщиками Малютиным и Поповым. Каждое занятие постепенно приближает стахановцев к уровню инже нерно-технических работников. Безусловно и другие инженерно-технические работники включатся в это большое дело, следуя примеру Мерзлова, Арапова и др. В гіарос иловом хозяйстве лесокомбината р а ботают курсы по изучению электромоторов. Растет культурно-технический уровень рабочих Заполярья. II Руководящие работники-коммунисты, комсомольцы Заполярья серьезно зани маются партучебой. Партийцы охвачены учебой в 6 кружках по изучению истории партии. Занимаются 3 школы политграмоты для кандидатов и сочувствующих. 10 ком сомольских политшкол охватывают 151 чел. Проходившие теоретические конференции показали глубокую проработку программных тем слушателями кружков. Большая ответ ственная работа не мешает многим комму нистам заниматься по повышению своего общего образования. Большевики в любых условиях, будь это Заполярье, Арктика, всегда добьются и освоят необходимые зна ния для социалистической переделки тундры. Игарка — порт. Сюда летом приезжают десятки иностранных судов. Новое требова ние—знание иностранных языков. Н о имею щиеся кружки английского языка—малочи сленны. В дальнейшем в Игарке сеть таких кружков должна быть увеличена и обеспечена квалифицированными преподавателями. Из Игарки люди едут в тундру. Н о при ехавшие в тундру работники в подавляющем большинстве не знают языка национальностей Крайнего Севера. А нужно говорить с ними много. Рассказать о .Большой земле“, про читать речь тов. С т а л и н а , разоблачить еще Советская Арктика ■1936 • № 6 имеющего влияние шамана, помочь найти новые методы промысла пушного зверя, дать совет, как лучше поставить оленеводство. Изучение языков национальностей Ени сейского севера — первостепенная з а дача местных работников. Эвенкийский или ненецкий язык должен быть обяза тельно введен на курсах, готовящих кадры для факторий и зимовок. 111 В Игарке есть совпартшкола. В ней учится много националов, приехавших с Таймырского, Эвенкийского округов и Туруханского района. Окончившие совпарт школу, подкованные политически и куль турно, они уезжают обратно в тундру, ве дут там руководящую работу. В двух игарских школах повышенного типа учатся 150 чел. В этих школах кроме рабочих и служащих учится много домо хозяек. Ликнункты охватывают 275 чел. В общежитиях выделяются культармейцы для индивндѵальных и групповых занятий с неграмотными и малограмотными. Однако надо отметить все же недоста точную р іиотѵ в этой области Игарского отдела народного образования. Только сей час г о р О Н О начинает проводить учет гра мотности. Игарка шагает в деле общеобра зовательного уровня рабочих быстрее, чем г о р О Н О успевает обеспечить возросшие требования. Культурный отряд учителей, насчитываю щий в Игарке 72 человека, имеет в основ ном только среднее образование. Наличие в Игарке двух средних школ и только трех педагогов с законченным высшим образо ванием дает право сказать, что общеобра зовательная подготовка преподавателей, по сылаемых в Игарку, недостаточна. Красно ярскому отделу народного образования, который подбирает кадры учителей для З а полярья, надо пополнить штат средних школ работниками, имеющими высшее педагоги ческое образование. В Игарском районе живут националы- охотники. Для детей охотников необходимо открыть школу-интернат с преподаванием і<а их родном языке. Такого интерната ни в Игарке, ни в районе пока нет. Вырастает потребность в открытии пуш ного техникума, в котором будут іиться националы. Укрепление торгово-заготови тельного аппарата пушных факторий за счет местных кадров —первоочередная задача. Она полностью разрешит хроническую текучесть приезжающих работников факторий, подни мет на новую ступень пушное хозяйство. Неместное население, повышая свой культурно-технический уровень здесь в За- по.і ірье, также привыкает к Северу, осваи вает его суровую природу, хочет работать здесь. Такие люди смогут обеспечить тундру постоянными работниками.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz