Советская Арктика. 1936, №6.

68 Н о этого еще недостаточно. Надо гораздо шире поставить подготовку таких необхо­ димых квалификаций для каждой зимовки, как радисты, метеорологи. Тем более, что на 1936/37 год проектируется радиофициро­ вать большинство факторий. Чтобы насытить кадрами Енисейский север, в который вхо­ дят огромные территории Таймыра и Эвен­ кии, надо иметь полярные курсы, намного превышающие их сегодняшнюю пропуск­ ную способность. В затоне,где находится промысловый флот, 60 рабочих учатся на курсах мотористов. Пройдет лед вниз по Енисею, и поведут по Игарке кавасаки и катеры свои мотористы. Три игарских лесозавода пилят дерево на экспорт. Рабочие заводов систематически повышают свою квалификацию, они учатся на курсах. 100 человек проходят техминимум. Инженеры взяли шефство над стаханов­ цами, проводят с ними индивидуальную ѵчебу, передают' им свои технические зна­ ния. Инженер Мерзлов занимается с элек­ тросварщиком Зарванским и слесарем Рево; инженер Арапов — с рамщиками Малютиным и Поповым. Каждое занятие постепенно приближает стахановцев к уровню инже­ нерно-технических работников. Безусловно и другие инженерно-технические работники включатся в это большое дело, следуя примеру Мерзлова, Арапова и др. В гіарос иловом хозяйстве лесокомбината р а ­ ботают курсы по изучению электромоторов. Растет культурно-технический уровень рабочих Заполярья. II Руководящие работники-коммунисты, комсомольцы Заполярья серьезно зани­ маются партучебой. Партийцы охвачены учебой в 6 кружках по изучению истории партии. Занимаются 3 школы политграмоты для кандидатов и сочувствующих. 10 ком­ сомольских политшкол охватывают 151 чел. Проходившие теоретические конференции показали глубокую проработку программных тем слушателями кружков. Большая ответ­ ственная работа не мешает многим комму­ нистам заниматься по повышению своего общего образования. Большевики в любых условиях, будь это Заполярье, Арктика, всегда добьются и освоят необходимые зна­ ния для социалистической переделки тундры. Игарка — порт. Сюда летом приезжают десятки иностранных судов. Новое требова­ ние—знание иностранных языков. Н о имею­ щиеся кружки английского языка—малочи­ сленны. В дальнейшем в Игарке сеть таких кружков должна быть увеличена и обеспечена квалифицированными преподавателями. Из Игарки люди едут в тундру. Н о при­ ехавшие в тундру работники в подавляющем большинстве не знают языка национальностей Крайнего Севера. А нужно говорить с ними много. Рассказать о .Большой земле“, про­ читать речь тов. С т а л и н а , разоблачить еще Советская Арктика ■1936 • № 6 имеющего влияние шамана, помочь найти новые методы промысла пушного зверя, дать совет, как лучше поставить оленеводство. Изучение языков национальностей Ени­ сейского севера — первостепенная з а ­ дача местных работников. Эвенкийский или ненецкий язык должен быть обяза­ тельно введен на курсах, готовящих кадры для факторий и зимовок. 111 В Игарке есть совпартшкола. В ней учится много националов, приехавших с Таймырского, Эвенкийского округов и Туруханского района. Окончившие совпарт­ школу, подкованные политически и куль­ турно, они уезжают обратно в тундру, ве­ дут там руководящую работу. В двух игарских школах повышенного типа учатся 150 чел. В этих школах кроме рабочих и служащих учится много домо­ хозяек. Ликнункты охватывают 275 чел. В общежитиях выделяются культармейцы для индивндѵальных и групповых занятий с неграмотными и малограмотными. Однако надо отметить все же недоста­ точную р іиотѵ в этой области Игарского отдела народного образования. Только сей­ час г о р О Н О начинает проводить учет гра­ мотности. Игарка шагает в деле общеобра­ зовательного уровня рабочих быстрее, чем г о р О Н О успевает обеспечить возросшие требования. Культурный отряд учителей, насчитываю­ щий в Игарке 72 человека, имеет в основ­ ном только среднее образование. Наличие в Игарке двух средних школ и только трех педагогов с законченным высшим образо­ ванием дает право сказать, что общеобра­ зовательная подготовка преподавателей, по­ сылаемых в Игарку, недостаточна. Красно­ ярскому отделу народного образования, который подбирает кадры учителей для З а ­ полярья, надо пополнить штат средних школ работниками, имеющими высшее педагоги­ ческое образование. В Игарском районе живут националы- охотники. Для детей охотников необходимо открыть школу-интернат с преподаванием і<а их родном языке. Такого интерната ни в Игарке, ни в районе пока нет. Вырастает потребность в открытии пуш­ ного техникума, в котором будут іиться националы. Укрепление торгово-заготови­ тельного аппарата пушных факторий за счет местных кадров —первоочередная задача. Она полностью разрешит хроническую текучесть приезжающих работников факторий, подни­ мет на новую ступень пушное хозяйство. Неместное население, повышая свой культурно-технический уровень здесь в За- по.і ірье, также привыкает к Северу, осваи­ вает его суровую природу, хочет работать здесь. Такие люди смогут обеспечить тундру постоянными работниками.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz