Советская Арктика. 1936, №6.

С. Н. Мамоіикин. Игарский порт к навигацчи 1936 года 63 С. Н. МАМОШКИН Начальник Игарского порта ИГАРСКИЙ ПОРГ К НАВИГАЦИИ 1936 ГОДА В 1929 году на правом берегу Игарской протоки (река Енисей) в 1820 километрах от ближайшей железной дороги, на -67°27'37" сев. шир. и 86034'1" вост. долг., среди тундры, болот и озер, большевиками заложен порт и город Игарка. Богатейшие массивы высококачественного леса бассейна Енисея, наличие мощной транспортной артерии с разветвленной сетью сплавных рек определили роль Игарского порта как лесоэкспортного. С каждым годом увеличивается пропускная способность порта в лесоэкспорте. Если объем лесоэкспорта 1930 года принять за 100и/о, то соответственно он вырос в 1935 гсду до 320%. В последнее время начат вывоз игарского леса на внутренний рынок — в Мурманск: если в 1934 году вывезено 1500 стандартов, то в 1935 году уже 5603 стандартов. В ближайшие годы вывоз на внутрен­ ний рынок резко возрастет в связи с начавшейся в 1935 году нормаль­ ной эксплоатацией Северного морского пути. Вместе с увеличением грузооборота по лесоэкспорту растет и количество морских судов, прибывающих в Игарский порт из Норвегии, Англии, Эстонии, Германии, Бельгии, Латвии, Дании, Финляндии и др. стран. Количество судов, посетивших порт, выросло с 12 в 1931 году до 40 в 1935 году. Всего за эти годы Игарский порт пропустил 128 судов. Район деятельности Игарского порта охватывает нижний плес Енисея от Игарки до Диксона. Кроме этого, к порту тяготеют: верхний плес Енисея, в частности лесозаготовительные районы, поставляющие сырье для игарских лесозаводов; лесообрабатывающая промышленность Енисейска и Маклакова, экспортная пилопродукция которых также пропускается через Игарский порт. Промышленные предприятия района деятельности порта: Игарский лесогіромкомбинат с тремя лесозаводами на 10 рам, выпускающими высококачественную экспортную древесину; графитовая фабрика и гра ­ фитовый рудник; рыбоконсервный завод Главсевморпути в Усть-Порту. С 1935 года начато строительство крупнейшего полиметаллического комбината в Норильске (Норильсгрой), создающего большие предпо­ сылки для усиления экономической мощи района и превращения его в передовой индустриальный район Крайнего Севера. Норильский ком­ бинат, правда, будет обслуживать свой порт в Дудинке. Кроме промышленных предприятий, в районе деятельности порта имеются два совхоза: овощно-животноводческий в Игарке и оленевод­ ческий в Потапове. В устьевой части Енисея и на побережье Карского моря имеются рыбозверобойные промысла, основная работа которых проводится в период навигации. В средине 1935 года порт Диксон был также прикреплен к Игар­ скому порту. В 1936 году намечено создание на Диксоне аппарата для производства портовых операций. Бесперебойная работа угольной базы на Диксоне — одна из важ­ нейших залач. Находясь на месте пересечения морских путей, сквозных переходов Карско-Ленских экспедиций, угольная база должна в корог-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz