Советская Арктика. 1936, №6.

А. Ф. Крюков. Иностранцы в Игарке и об Игарке 47 Кирпичное производство в Енисейском Заполярье — дело новое. Развертывающееся в Игарке промышленное строительство требовало кирпича. Возить этот кирпич из Красноярска или из Енисейска (пол­ торы—две тысячи километров) не имело смысла. Построили кирпичный завод на м е с т е—в Игарке. В прошлом году эти не совсем еще совер­ шенные заводы Севенстроя, в связи с развернувшимся в Норильске строительством полиметаллического гиганта, приобрели особенно важное значение. Строительству нужен был крепкий высококачественный кирпич. Чарли Финих пошел с начальником Севенстроя к карьерам. Обстоя­ тельно поделился своим опытом, — как надо брать глину. В глине попа­ даются мелкие камешки известняка, делающие кирпич после обжига хрупким. Чарли Финих предложил установить в глинопрессе проволоч­ ную решетку, которая удалит эти камешки из глинистой массы. Затем предложил делать кирпич не плоским, а с вдавленными боками, для лучшего обжига. Заводские обжигательные печи имели топки только с одной сто­ роны. Обжиг кирпича производился в них восемь-девять дней. Чарли предложил переделать печи заново, топки в них устроить с четырех сторон. Это позволит равномерно распределять пламя по всей массе обжигаемого кирпича и в то же время сократит время обжига кирпича: вместо восьми-девяти дней до двадцати четырех часов. Чарли соттавил даже чертежи таких печей. Совещание инженерно-технических работников обсудило все пред­ ложения Чарли Финиха и признало их ценными. Часть из них была немедленно реализована. Чарли Финих сказал: — Я хочу, чтобы и мой кирпич лег в прекрасное здание социа­ лизма, -которое вы строите. * В период Карских операций Игарка буквально наводнена иностран­ ными моряками — англичанами, норвежцами, голландцами, немцами. Большинство моряков, вроде Чарли Финиха, интересуется жизнью и бытом пролетариев Советской Игарки. Группами заходят в учрежде ­ ния и общежития. Если бывает с ними переводчик, вступают с рабо ­ чими и служащими в разговор. Каких только вопросов от них ни услы­ шишь! Норвежец Карлсен с финского парохода „Каролюс" допытывался у грузчика, финна Мартикайнена, приехавшего на Игарку из Ленинграда: — Скажи по чести: кто же у вас хозяин в городе? Кому принад­ лежат эти пиломатериалы, эти заводы, дома? Советский грузчик Мартикайнен с достоинством отвечал Карлсену, что собственником и пиломатериалов, и заводов, и домов Игарки являются все советские трудящиеся и в частности он — Мартикайнен. Такие вопросы задают почти все моряки. Им, повседневно чув­ ствующим на себе всю тяжесть власти капиталиста, трудно сразу освоиться с мыслью, что в нашей стране все принадлежит трудящимся. Многие из них часами просиживают в киоске Книгоцентра. Здесь популярные брошюры, рассказывающие на их родном языке о нашей стране. Купить книжку большинство из них не решается по вполне по­ нятной причине: быть уличенным в излишней любознательности к нашей стране — значит потерять место. Об этом рассказали моряки с англий­ ского парохода „Пенхилл", который приходит в Игарку каждый год. Старые моряки этого парохода рассказали нам, что после каждого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz