Советская Арктика. 1936, №6.
32 Советская Арктика ■1936 • № 6 Промерные работы у Новой Земли выпол нят новые гидрографические суда в началь ный период навигации до их ухода в восточ ный сектор. Если же проход этих судов в восточную часть Карского моря задержится неблагоприятными ледовыми условиями, то предусмотрено значительно расширить гид рографические работы на Новоземельском побережье, по западному Ямалу и вообще в западной части моря. Н а Новой Земле бу дет применена судовая стереофотосъемка побережья. Это увеличит производственные показатели и снизит себестоимость работ. В Обь-Енисейском районе развернутся, главным образом, работы по улучшению навигационного оборудования. Здесь уста навливаются 45 новых навигационных знаков и 30 маячных огней (преимущественно на Енисее и подходах к Игарке, а также в Ени сейском заливе и Обско-Тазовской губе). Река Енисей на больших участках низовья станет доступной для плавания морских су дов, что сократит среднюю продолжитель ность Игарских рейсов. Постройка большого башенного знака на острове Вилькицкого, установка маячных огней в нескольких пунк тах по восточному берегу Енисейского за лива и увеличение числа точек пловучего ограждения — все это также улучшит нави гационные условия на подходах к устью Енисея (т. е. в наиболее посещаемом судами районе Севморпути). О соб о отметим большую программу -об следования низовьев и дельты реки Оби от Сале-Хард до устья. Выполненные в 193-5 году гидрографические работы показали, что транзитные глубины по фарватеру Н а дымской Оби и на баре Большого Жерла на 0,5 метра больше, чем в Хаманельской Оби и на Ямальском баре. Эта незначитель ная разница в нормирующих глубинах, од нако, весьма существенна, если учесть, что из-за ветровых сгонов на Ямальском баре речным судам иногда приходится простаи вать по 10— 15 дней в ожидании перемены ветра и прибыли воды. Поэтому в 1936 году Гидрографический отдел Омского терупра- вления тщательно обследует реку Обь от Оале-Харда до мыса Салемал и лалее по р а з ным протокам разветвленной Обской дельты до губы. Большое навигационное значение имеет также обследование в Обь-Енисейском районе острова Белого с северной стороны. Несколько опасных банок и отмелей, нахо дящихся далеко от берега (причем необсле дованных), при сильных приливо-отливных течениях затрудняют проход судов мимо острова Белого. Установленные в 1935 году радиомаяк и башенный электросветомзяк не сколько улучшили здесь навигационные У' ловия. Но этого далеко недостаточно. Надо определить точное местоположение и гра ницы навигационных опасностей, дать под робную карту, пополнить лоцию сведениями о течениях. Эта цель и ставится системати ческими работами в 1936 году в районе острова Белого. Гидрографическую службу в Обско-Та зовской губе несут суда Гидрографотдела Омского теруправления: „Боцман Лайне“ и „Штатив"; в Енисейском, Гыданском, Пя- синском заливах и в низовьях Енисея —суда Гидрографотдела Красноярского теруправле ния: „Фарватер*, .Штурман”, „Широта", „Минин", „Лаптев*; в районе острова Белого несет службу гидрографическое судно „Цир куль". Вдоль берега Харитона Лаптева и З а паднотаймырского побережья, где проходит трасса Севморпути по Карскому морю, гидро графическая обследованноеть и навигацион ное оборудование нельзя признать удовлет ворительными, особенно в восточной части этого района. Планом 1936 года намечено провести здесь большую работу, чтобы улучшить навигационные условия на этом весьма ответственном участке Севморпути. В районе от Диксона до западного входа в пролив Вилькицкого вдоль трассы уста навливается 10 новых больших навигацион ных знаков и до 15 береговых маячных огней. В Ііясинском заливе для нужд каботаж ного и промыслового судоходства, для раз вития транспортных операций по завозу грузов в Пясинско-Авамский район, завер шится подробное гидрографическое обследо вание шхер Минина, в частности острова Подкова, куда намечено перенести с Диксона перегрузочную базу. В самой реке Пясине гидрографической службой впервые будет выполнено ограждение речного фарватера. Работы систематического характера пре дусмотрены планом в южной части архипе лага Норденшельда. Известно, что в случае скопления тяжелых льдов с северной сто роны архипелага, путь по шхерным ф а р в а терам у острова Таймыра и в южной части ар хипелага может представить значительные преимущества: им неоднократно пользова лись экспедиции (Норденшельд, Толь, Амунд сен, Вилькицкий), но для детального обсле дования его сделано еще очень немногое. Для выполнения работ но Западнотаймыр скому побережью и в районе архипелага Норденшельда намечены два новых судна типа „Смольный": одно будет занято построй кой знаков, установкой огней, попутным промером и обследованием побережья и островов; второе судно выполнит комплекс ное гидрографическое обследование района между островами М а к а р о в а— Бианки-— Таймыр: топографическая съемка, морской прибрежный промер, наблюдения над тече ниями и приливами, сбор сведений для составления лоции. Постройкой нескольких навигационных знаков будет положено на чало навигационному оборудованию района, уже с начала навигации 1937 года суда смогут пользоваться шхерными фарватерами в архипелаге Норденшельда для безопас ного подхода к проливу Вилькицкого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz