Советская Арктика. 1936, №6.

32 Советская Арктика ■1936 • № 6 Промерные работы у Новой Земли выпол­ нят новые гидрографические суда в началь­ ный период навигации до их ухода в восточ­ ный сектор. Если же проход этих судов в восточную часть Карского моря задержится неблагоприятными ледовыми условиями, то предусмотрено значительно расширить гид­ рографические работы на Новоземельском побережье, по западному Ямалу и вообще в западной части моря. Н а Новой Земле бу­ дет применена судовая стереофотосъемка побережья. Это увеличит производственные показатели и снизит себестоимость работ. В Обь-Енисейском районе развернутся, главным образом, работы по улучшению навигационного оборудования. Здесь уста­ навливаются 45 новых навигационных знаков и 30 маячных огней (преимущественно на Енисее и подходах к Игарке, а также в Ени­ сейском заливе и Обско-Тазовской губе). Река Енисей на больших участках низовья станет доступной для плавания морских су ­ дов, что сократит среднюю продолжитель­ ность Игарских рейсов. Постройка большого башенного знака на острове Вилькицкого, установка маячных огней в нескольких пунк­ тах по восточному берегу Енисейского за­ лива и увеличение числа точек пловучего ограждения — все это также улучшит нави­ гационные условия на подходах к устью Енисея (т. е. в наиболее посещаемом судами районе Севморпути). О соб о отметим большую программу -об­ следования низовьев и дельты реки Оби от Сале-Хард до устья. Выполненные в 193-5 году гидрографические работы показали, что транзитные глубины по фарватеру Н а ­ дымской Оби и на баре Большого Жерла на 0,5 метра больше, чем в Хаманельской Оби и на Ямальском баре. Эта незначитель­ ная разница в нормирующих глубинах, од­ нако, весьма существенна, если учесть, что из-за ветровых сгонов на Ямальском баре речным судам иногда приходится простаи­ вать по 10— 15 дней в ожидании перемены ветра и прибыли воды. Поэтому в 1936 году Гидрографический отдел Омского терупра- вления тщательно обследует реку Обь от Оале-Харда до мыса Салемал и лалее по р а з ­ ным протокам разветвленной Обской дельты до губы. Большое навигационное значение имеет также обследование в Обь-Енисейском районе острова Белого с северной стороны. Несколько опасных банок и отмелей, нахо­ дящихся далеко от берега (причем необсле­ дованных), при сильных приливо-отливных течениях затрудняют проход судов мимо острова Белого. Установленные в 1935 году радиомаяк и башенный электросветомзяк не­ сколько улучшили здесь навигационные У' ловия. Но этого далеко недостаточно. Надо определить точное местоположение и гра­ ницы навигационных опасностей, дать под­ робную карту, пополнить лоцию сведениями о течениях. Эта цель и ставится системати­ ческими работами в 1936 году в районе острова Белого. Гидрографическую службу в Обско-Та­ зовской губе несут суда Гидрографотдела Омского теруправления: „Боцман Лайне“ и „Штатив"; в Енисейском, Гыданском, Пя- синском заливах и в низовьях Енисея —суда Гидрографотдела Красноярского теруправле­ ния: „Фарватер*, .Штурман”, „Широта", „Минин", „Лаптев*; в районе острова Белого несет службу гидрографическое судно „Цир­ куль". Вдоль берега Харитона Лаптева и З а ­ паднотаймырского побережья, где проходит трасса Севморпути по Карскому морю, гидро­ графическая обследованноеть и навигацион­ ное оборудование нельзя признать удовлет­ ворительными, особенно в восточной части этого района. Планом 1936 года намечено провести здесь большую работу, чтобы улучшить навигационные условия на этом весьма ответственном участке Севморпути. В районе от Диксона до западного входа в пролив Вилькицкого вдоль трассы уста­ навливается 10 новых больших навигацион­ ных знаков и до 15 береговых маячных огней. В Ііясинском заливе для нужд каботаж­ ного и промыслового судоходства, для раз­ вития транспортных операций по завозу грузов в Пясинско-Авамский район, завер­ шится подробное гидрографическое обследо­ вание шхер Минина, в частности острова Подкова, куда намечено перенести с Диксона перегрузочную базу. В самой реке Пясине гидрографической службой впервые будет выполнено ограждение речного фарватера. Работы систематического характера пре­ дусмотрены планом в южной части архипе­ лага Норденшельда. Известно, что в случае скопления тяжелых льдов с северной сто­ роны архипелага, путь по шхерным ф а р в а ­ терам у острова Таймыра и в южной части ар­ хипелага может представить значительные преимущества: им неоднократно пользова­ лись экспедиции (Норденшельд, Толь, Амунд­ сен, Вилькицкий), но для детального обсле­ дования его сделано еще очень немногое. Для выполнения работ но Западнотаймыр­ скому побережью и в районе архипелага Норденшельда намечены два новых судна типа „Смольный": одно будет занято построй­ кой знаков, установкой огней, попутным промером и обследованием побережья и островов; второе судно выполнит комплекс­ ное гидрографическое обследование района между островами М а к а р о в а— Бианки-— Таймыр: топографическая съемка, морской прибрежный промер, наблюдения над тече­ ниями и приливами, сбор сведений для составления лоции. Постройкой нескольких навигационных знаков будет положено на­ чало навигационному оборудованию района, уже с начала навигации 1937 года суда смогут пользоваться шхерными фарватерами в архипелаге Норденшельда для безопас­ ного подхода к проливу Вилькицкого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz