Советская Арктика. 1936, №6.

В. ГИДРОГРАФИЯ ГЛАВСЕВМОРПУТИ В 1936 ГОДУ В. И. Воробьев. Гііарографіія Главсевморпути в I960 іооу 31 I Большие и ответственные задачи поста­ влены перед гидрографией Главсевморпути в 1936 году. Гидрография должна итти впе­ реди, чтобы дать надежную карту и указать правильный путь судам. Она призвана обсле­ довать морские и речные пути, оборудовать нх и обеспечить безопасность плавания. Западный сектор Северного морского путп (район Карского моря от проливов Н о ­ вой Земли до мыса Челюскина, включая низовья и устья западносибирских рек и часть Таймырского побережья) сравни­ тельно достаточно исследован и оборудован. Судоходные трассы в этом секторе и важней­ шие в навигационном отношении участки (Новоземельские проливы, подходы к устьям Оби и Енисея) гидрографически обследо­ ваны. В западном секторе Севморпути остаются лишь отдельные районы (Восточное побе­ режье Новой Земли, Байдарацкая губа и др.), которые обследованы лишь рекогносциро- вочно и положены на карту по старым дан­ ным. Важнейшим из этих малоисследованных в навигационном отношении районов яв­ ляется труднодоступная северо-восточная часть Карского моря, как, например, непо­ средственные подходы с W к проливам Се­ верной Земли, в частности к проливу Виль- кицкого. Центральный и восточный секторы Сев­ морпути (моря: Лаптевых, Восточносибир­ ское и Чукотское) значительно менее иссле­ дованы, а местами совершенно не освоены. Важнейшая задача гидрографии — изучить эти секторы, обеспечить навигационное о б о ­ рудование как транзитного морского пути, так и низовьев восточносибирских рек. Для осуществления гидрографических работ в северо-восточных морях флот гидро­ графии Главсевморпути получает значитель­ ное пополнение: к началу навигации всту­ пают в строй не меньше 4 судов типа „Смоль­ ный* и „Вихрь“. Кроме того примут участие в работах суда „Шторм” и „Торос*, построен­ ные к концу прошлогодней навигации. Четыре новых гидрографических судна, а также „Сталинец" (из Енисея) намечено перевести в моря Лаптевых и Восточно­ сибирское к устьям рек Лены и Колымы. Гидрографические суда, а также использо­ вание ледокольных и рейсовых судов Глав­ севморпути дают возможность охватить гид­ рографическими работами в 1936 году се­ веро-восточную часть Карского моря, море Лаптевых (побережье, а частью и открытое море), Новосибирские и Ляховские острова и организовать лоцмейстерские базы для развития судоходства в Хатанго-Анабарском и Индигиро-Колымском районах. План гидрографических работ на С евер­ ном морском пути построен, исходя из сле­ дующих основных положений. Стахановское движение позволяет пере­ смотреть нормы и программы работ, увели­ чить производственные результаты. Н аибо­ лее трудоемкие участки поручаются стаха­ новским группам и экспедициям. Центр тяжести гидрографических работ переносится в восточный сектор Арктики. Сюда направляется значительная часть вновь построенных судов, здесь же намечаются наиболее крупные экспедиционные работы. План работ каждой партии, отряда, экспе­ диции, судна имеет определенную цель: дать карту, материал из лоции, оборудовать определенные участки пути в навигационном отношении. О собое внимание обращается на службу ограждения и навигационного оборудования: постройка знаков, установка маячных огней, организация лоцмейстерской службы для развития судоходства на реках. Исключительное значение придается но­ вым техническим средствам гидрографиче­ ской службы: новые методы морского про­ мера, фотосъемка побережья рек. II Гидрографические работы в Карском море сосредоточиваются в районах: Н ов о­ земельские проливы и восточный берег Н о ­ вой Земли; Обь-Енисейский залив с устьями Оби и Енисея и часть Западнотаймырского побережья с архипелагом Норденшельда. В Новоземельских проливах (Югорский. Ш ар, Карские Ворота, Маточкин Ш а р ) и на подходах к ним устанавливаются 10 новых навигационных знаков башенного типа с маячными огнями; освещается вход в Р у с ­ скую Гавань и в Кара-губу. На 21 из имею­ щихся знаков (постройки 1934— 1935 годов) также устанавливаются огни. Общее коли­ чество освещаемых навигационных точек возрастет в этом районе с 23 в 1935 году до 54 в 1936 году. Карские Ворота станут доступными для ночного плавания. На восточном берегу Новой Земли в 1935 году была выполнена съемка и начат промер прибрежной полосы от М аточкина Ш ар а на север до мыса П я т ь - Пальцев* В 1936 году намечено провести такие же работы от Маточкина Ш ара на юг до залива Абросимова. Это, вместе с окончанием про­ мера северного участка, даст возможность составить новую путевую карту подходов к Маточкину Ш а р у со стороны Карского моря.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz