Советская Арктика. 1936, №6.

А . Ю . Р У Д З И Т О СУХОПУТНОМ ТРАНСПОРТЕ .4. Ю. Рудзит. О с ухоп ут ном транспорте_ _ _ 111 Сухопутный транспорт в зоне деятель­ ности Главсевморпути, охватывающий свыше 8 миллионов кп. километров терри­ тории к северу от 62-й параллели, имеет большое значение. Он может рассматри­ ваться как подсобный вид водного транс­ порта (подъездные пути), как средство связи Севера с другими рагіонами Союза и как способ самостоятельного обслужи­ вания потребностей транспорта между районами и внутри районов Севера. Эта роль сухопутного транспорта возрастает тем больше, чем шире простирается хозяй­ ственный охват неосвоенных еще терри­ торий от полярного побережья и речных бассейнов. Учитывая растущее значение сухопут­ ного транспорта, Институтом экономики Севера были включены в план и выполнены наиболее актуальные темы, которые частич­ но восполняют существующий пробел в сухопутной транспортноіі литературе и могут оказать практическую помощь низо­ вым работникам на Севере. Эта задача была выполнена камеральным путем на основе анализа и обобщения имеющихся материа­ лов. Работы выполнены старшими научными сотрудниками Транспортного сектора ин­ ститута с привлечением коллектива специ­ алистов Академии наук, научно-исследова­ тельских учреждений транспорта и хозяй­ ственных организаций Севера. Транспортным сектором выполнены сле­ дующие темы. Карта-схема существующих сухопут­ ных дорог Севера. Карта ориентирует в размещении сети различных видов кругло­ годичных легпих и зимних дорог и троп на Крайнем Севере, показывает конечные и промежуточные пункты пролегания каж­ дой трассы. Эта карта составлена впер­ вые. Состояние важнейших сухопутных дорог Севера. Монография освещает состоя­ ние дорог Европейского и Енисейского севера, восточной Сибири, Якутии и Охот­ ского побережья ДВК, размеры перевозок, условия и стоимость транспортирования. Пути и условия транспортирования грузов интегральной кооперации. Моногра­ фия содержит описание важнейших су х о ­ путных и смешанных водно-сухопутных на­ правлений Крайнего Севера, завоза и вы­ воза грузов, стоимость транспортирования и сроки доставки. Кроме того выполнены темы: основные сведения дорожной геофизики и климато­ логии Севера; улучшенные ' снежные и ле­ дяные дороги, мосты малых отверстий и трубы. Эти темы представляют практическое руководство для дорожных инженеров и техников средней квалификации. Они ука­ зывают на условия и требовании, подле­ жащие учету при трассировании различных типов дорог в различных топографических и почвенных условиях. Приводится также характеристика климатического режима, осадков, ледоходов и ледоставов по зонам Крайнего Севера. Даются технические усло­ вия и расчет дорог, мостов, искусственных сооружений в вечной мерзлоте. Наконец, выполнены следующие темы: механический транспорт в зимних усло­ виях; топливо, смазка и хранение меха­ нического транспорта; эксплоатация авто­ транспорта; транспортные газогенераторы; живая тяга Крайнего Севера; перспективы развития сухопутного транспорта на Севере. Работы по этому разделу содержат руко­ водящие материалы по организации меха­ нического и гужевого транспорта на трак­ тах Севера. В перспективе Транспортный сектор института ставит своей задачей дать о б о ­ снование программы реконструкции и нового строительства основных рельсовых и без­ рельсовых путей на Севере в условиях третьей пятилетки. П о Обско-Уральскому северу выдвигаются в качестве первоочеред­ ных: железные дороги: Тавда— Тобольск, Сале-Хард — Воркута, Воркута — Хабарово; безрельсовые пути: Сале-Хард— Новый порт и Сале-Хард— Березово—Самарово.ІІо Енисейскому северу: железные дороги: Ачинск — Енисейск и Дудинка -Норильск; безрельсовые пути: Игарка — Дудинка, Норильск — Волочанка, Туруханск — Сидо- ровская пристань и др. По Якутской А С С Р рельсовые пути: Ленская железная до­ рога и Эйкан — Ципандино; безрельсовые дороги: Эндыбал—Сангар-Хай, Якутск— Амга— Ципандино, Якутск— Вилюйск, Сун- тар—Махтуя (на Лене), Якутск— Оймякон— Средникан, Л а р к о в о— Усть-Анадырь п др. Выполнение этой темы уже начато: работа бу­ дет закончена во втором квартале 1930 года. Перечисленными темами отнюдь не ис­ черпываются задачи в этой области. Этой работой положено лишь начало для даль­ нейшего развернутого исследования. В текущем, 1936 году Институтом эко­ номики Севера в лице его Транспортного сектора (старшие научные сотрудники — Шадрин, Рудзит и др.) выдвинута обширная комплексная тема по реконструкции транс­ портных связей. Эта тема ставит целью — исследование всех основных видов транс­ порта: морского, речного, железнодорож­ ного и автогужевого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz