Советская Арктика. 1936, №6.

Г. К. Изобретению Шо'ломоуна—заводское производство 107 Водружение красного знамени на Земле Франца-Иосифа правительственной экспедицией на „Седове" под начальством О. Ю. Шмидта в 1929 году. Полярная станция в б ух т е Тихой — один из резуль­ татов этой правительственной экспедиции. .Амфибия" Бабушкина, на которой он летал со „льдины* в Ванкарем. Модель нового арктического самолета „Р-5". Модели дирижабля ЦАГИ, вездеходов, аэросаней. Рассматривая экспонаты, отображающие освоение Севера и его богатств, зритель ощущает подлинное веяние суровой Арк­ тики и тех трудностей, которые стоят на пути советских исследователей. Природа Арктики. Она встречает по­ сетителя в следующем отделе музея. В центре круглого зала — рельефное се­ верное полушарие. По обе стороны глобу­ са две крупных панорамы: птичий базар на Новой Земле и Нижнеленская тундра. Над ними — электрифицированные карты морских течений в Северном Ледовитом океане и география распространения про­ мысла пушного и морского зверя. Вы вклю­ чаете штепсель, и сразу загораются лам­ почки во всех точках распространения песца, белого медведя, тюленя. Вы идете дальше, и перед вами возникают макеты и скульптуры, изображающие айсберги, лед­ ники, лежбища моржей, охоту чукчей и др. ■* В музее около 4 тыс. экспонатов, и мно­ гие еще в проекте, например— северное сияние на куполе музея. Директор музея И. С. Сукоркин мечтает об усовершен­ ствованном теллурии, который будет пока­ зывать астрономические причины образо­ вания климата Арктики. Исторический отдел— самый скромный. Н о он интересен. Прекрасную панораму Мангазеи сделал художник Новодворский. Еще в XVII веке московские купцы в погоне за наживой добрались до сибир­ ских берегов. Они плыли до Ямала, вхо­ дили в устье реки Мутной, затем— где волоком, где по системе озер, где прото­ ками и речками— выходили в Обскую губу. Н а реке Таз воевода Шаховской сру­ бил в 1691 году острог Мангазея. Всего 20 лет простоял острог. Когда он сгорел, купцы и дьяки спустились по реке Туру- хану до Енисея, где при слиянии обеих рек была заложена новая Мангазея, ны­ нешний Туруханск. На макете — окруженный бревенчатым тыном город. Н а переднем плане въезжая или караульная башня. За стенами — вое­ водская изба и церковь. Ближе — посад. На реке — струги. Воевода в шапке, в красном кафтане принимает привезенный туземцами ясак. Вокруг стрельцы. Посетитель сразу вво­ дится в курс колониального владычества русских царей на северных окраинах. В музее есть печатанная на шелку генеральная карта российской империи 1745 года. Это первая научная карта, поя­ вившаяся в результате экспедиций: Камчат­ ской 1725— 1728 годов и Великой северной 1733— 1743 годов с участием Беринга, Гме- лина, Овцына, Прончшцевых, Челюскина. Бережно хранятся реликвии, но кх не­ много: утварь с зимовки Баренца на Новой Земле; столб, водруженный Норденшель- дом на мысе Вега в 1878 году; судовой журнал .Садко", пролежавший 17 лет под водой; часы и фотоаппарат Русанова; х р о­ нометр Амундсена, полученный им от института Карнеджи в Вашингтоне вместе с другими инструментами для магнитных наблюдений. Можно было бы представить в истори­ ческом отделе гораздо больше ценных и интересных экспонатов. Н о недостаточная площадь (170 кв. метров) не позволяет музею развернуть экспозицию. Не потому ли многие модели, макеты и скульптуры сде­ ланы в небольшом масштабе, с целью экономии места? Музей Арктики нужен не только тыся­ чам советских полярников. Он нужен всей стране— рабочим, красноармейцам, учите­ лям, школьникам, инженерам, всем, кому дорога победа человека над природой Край­ него Севера, всем, кто считает своим лич­ ным делом торжество социализма на са­ мых отдаленных и самых неприступных участках нашей великой родины. ИЗОБРЕТЕНИЮ ШОЛОМОУНА — ЗАВОДСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО Изобретенная механиком В. А. Шоло- моуном машина для механического буре­ ния льда выдержала все испытания. Сейчас уже приступлено к подготовке массового производства этой машины. Организация этой работы была пору­ чена б. начальнику станции на мысе Челю­ скина т. Папанину. Во время своей поездки в Ворошиловград к шефам полярников т. Папанин после отчета о проделанной работе поставил вопрос о производстве буровых машин на Ворошиловградском за­ воде. Шефы взялись за выполнение заказа. К началу навигации готовятся первые десять буровых машин для механического бурения, которые будут направлены на по­ лярные станции. Т. К.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz