Советская Арктика. 1936, №6.
Хроника Е. С. FMГОДСКИЙ МУЗЕЙ АРКТИКИ В 325 году до нашей эры из гавани Массилия (так называлась финикийская колония, нынешний Марсель) на парусной биреме отплыл к неведомому острову Фуле первый полярный путешественник, грек Пифей. Какие силы влекли отважного грека? Куда гнали его жажд-а наживы и честолюбие? Историки спорят. Его собственный рас сказ о путешествии не сохранился. И з вестно лишь, что, стремясь проникнуть как можно дальше, он доплыл (двигаясь на веслах, порой ставя паруса) до Оркнейских островов, севернее Шотландии. Художник Н. Е. Бубликов запечатлел плавание Пифея. На картине — суденышко, окруженное льдом. Закат. Красное солнце бросает блики на силуэты гребцов, прико ванных к скамьям. Картині „Плавание Пифея“ — вот пер вое, что встречает зрителя в историческом отделе музея Арктики при Всесоюзном Арктическом институте в Ленинграде. Музей Арктики — единственный подоб ного типа. Ни в Норвегии, ни в Англии, ни в СШ А нет музеев, комплексно пока зывающих Арктику. Музей является на учно-исследовательским и массово-просве- тительным учреждением, ставящим целью научную разработку и отображение в экс позиции физико-географической среды и природы Арктики, истории ее исследования с древнейших времен до наших дней, социа листического освоения арктических районок СС С Р , жизни и быта советских полярников. Наиболее полно представлен отдел С о ветской Арктики. Он показывает гранди озную работу, осуществляемую большеви ками на северных широтах, работу, пре вращающую ледяные пустыни, тундры и белые пятна в освоенные районы с ко лоссальными естественными богатствами. О той цене, которая заплачена за право строить новую жизнь, говорят сфотографи рованные места ссылки на Севере, зари совки интервенции и скульптура „Якут ские партизаны". После просмотра иллюстраций, наглядно показывающих начальный период исследо вания Советской Арктики, посетители пе реходят к экспонатам, развертывающим наиболее блестящие страницы освоения Севера. Большинство экспонатов наглядно: макеты, модели, скульптура и др. Лагерь челюскинцев. Два года прошло со времени незабываемых дней челюскин ской эпопеи. Н о попрежнему волнует из вестный до мельчайших деталей лагерь Шмидта. Макет выполнен с особым внима нием, ибо точность экспозиции находится под двойным контролем: десятков челю скинцев, работающих в Арктическом ин ституте и др. учреждениях Ленинграда, и массой трудящегося населения. Макет, выполненный художниками Н. Г. Платуновым и И. Я. Цепалиным, заставляет снова пережить незабываемые дни. И как бы для параллели с другим событием, по казывающим самоотверженность, волю и мощь советских людей, рядом с „истори ческой льдиной' исполнен другой макет, с неменьшей силой волнующий зрителя. ...„Красин". Лето 1!)28 года. Весь мир жил острой тревогой. Люди на всех мате риках с напряженным вниманием следили за походом советского ледокола. Затерянный в ледяных просторах оке ана экипаж погибшего итальянского дири жабля разделился на кучки, и каждый сам добивался спасения. Н а макете представлен один из наиболее волнующих моментов. „Красин" вплотную подошел к группе Вильери и спустил трап. Состоялась встре ча советских моряков с потерпевшим ава рию экипажем. В музее отображены и другие эпизоды, показывающие величие побед наших по лярников. Высокоширотная экспедиция на „Сад ко" в 1935 годѵ, достигшая к свободном плавании недоступных прежним исследова телям параллелей. Нордвик. Бурение на нефть и поиски каменной соли. Промышленный поселок на побережье моря Лаптевых, там. где прежде обитали только стада диких оленей. Игарка. Многотысячный индустриаль ный город, созданный в низовьях Енисея и за несколько лет своей жизни успевший завоевать мировую известность превосход ным качеством обрабатываемого леса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz