Советская Арктика. 1936, №6.
Советская Арктика • 1936 ■J\S 6 подогрев, или создать такую конструкцию стартера, который, являясь одновременно теплоэлектросиловой станцией, сможет сам себя обслу жить в смысле предварительного подогрева и запуска мотора. В нашей статье „Проблемы арктической авиации"1 мы уже указы вали, что нужен такой самопуск, который может эксплоатироваться любое число раз, не требуя посторонних источников питания энергией. Исходя из этого основного требования, рассмотрим предложение инже нера М. П. Оглоблина. Его аггрегат, носящий название теплового самопуска, предназна чен для выполнения трех функций: предварительный подогрев двигателя; запуск авиационного мотора; во время вынужденной посадки самолета, аварии или в других случаях пребывания на земле он служит электро силовой аварийной станцией. Поэтому тепловой самопуск должен быть бортовым. Его вес значительно больше стартера „Бристоль": последний весит (сухой вес) 20,6, а тепловой самопуск инженера Оглоблина будет, по предварительным подсчетам, весить 34 килограмма. Лишние 14 килограммов против стартера „Бристоль" только тогда окупятся, если наличие специального теплового прибора (весит 7 кило граммов) и электрического генератора (весит 7 килограммов) вполне оправдает себя. Чтобы судить об этом, укажем вкратце на схему тепло вого самопуска: берется обычный стартер воздушного охлаждения и переделывается в водяное охлаждение. Его цилиндры соединяются через рубашку охлаждения с коробкой, внутри которой находятся охлаждаю щая жидкость и змеевик. Последний соединяется с небольшой камерой сгорания, являющейся естественным расширением выхлопной трубы, и оканчивается на выходе специальной заслонкой. Процесс действия этого аггрегата можно представить следующим образом: первая операция — запускается двигатель стартера и прогре вается до рабочей температуры; вторая операция — так как при первой операции прогрелся не только двигатель, но и жидкость в рубашке и в тепловом нагревательном приборе, указанная выше специальная заслонка закрывается, начинает работать маленькая шестеренчатая помпа, заставляющая циркулировать воду в двигателе стартера и направляю щая ее затем к мотору. Соответствующее количество тепла при этом идет: от рубашки стартера, от выхлопа, проходящего через змеевик, и, наконец, дополнительное тепло, получающееся от компрессора стар тера. Этого тепла (по приближенным подсчетам инж. Оглоблина — 8000 калорий) должно хватить на прогрев и запуск мотора. Предлагается, что если снабдить тепловой аггрегат электрогене ратором, то в случае вынужденной посадки он (аггрегат) превращается в теплосиловую электростанцию. Работники полярной авиации со многими идеями инж. Оглоблина и его бригады согласились, но в то же время выражалось сомнение: если, вследствие перегрузки, аггрегат вдруг сдаст, а под руками дру гих подогревательных приборов (примуса или паяльной лампы) не будет, то нечем будет греть мотор и, следовательно, запустить его. Тов. Алексеев, один из лучших полярных летчиков, совершенно пра вильно сказал, что следует стремиться к такому типу пускового прибора, который избавил бы нас от зачастую „капризной" лампы и от баллона. 1 См. „Советскую Арктику", № % 1936 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz