Советская Арктика. 1936, №6.

К. А. Москатов. Подогрев и запуск арктического мотора двухмоторный самолет, то нужен на борту дополнительный груз в 100, а при четырехмоторном — 200 килограммов.1 Для иллюстрации приведем показатели некоторых новинок авиа­ ционных малогабаритных подогревателей. 1. Каталитическая печь „Апир“ (Германия). Такой подогреватель может быть использован в любых полевых условиях, независимо от обо­ рудования аэродрома. Его достоинства: сравнительно небольшой расход горючего (бензина): малый вес (4 килограмма), в силу чего может.быть использован на борту самолета и служить бортовым приспособлением. Однако, этот подогреватель имеет и недостатки: небольшая тепло­ отдача; непригодность для быстроподъемных самолетов; в пожарном отношении не вполне безопасен (во время разжигания вблизи самолета, так как для разжигания подогревателя применяется спирт); имея в своей конструкции асбест, он боится влаги. 2. „Airmixt“ Вильямса (США). К достоинствам подогревателя отно­ сятся: высокая экономность теплоотдачи; безопасность в пожарном отношении как в момент разжигания, так и во время работы; дешевизна топлива (кокс); можно регулировать температуру воздуха, подогреваю­ щего мотор; при полной загрузке кокса (45 килограммов) такой подо­ греватель может непрерывно работать в течение 10 часов. Недостатки подогревателя: возможность его использования исклю­ чительно на аэродромах; необходимость, особенно в отдаленных мест­ ностях, предварительного завоза топлива (кокса) для подогревателя. Наряду с подготовкой мотора к работе при низких температурах, разберем вопрос запуска мотора. Здесь в свою очередь имеются два элемента: непосредственно самопуск — стартер; и вся система всасы­ вания— карбюратор и трубопровод. Поскольку стартер является двигателем внутреннего сгорания (хотя двухтактным и маломощным — 3 л. с.), он также нуждается в подогреве при низких температурах. В противном случае он не запустится, а при отсутствии на аэродромах баллонов со сжатым воздухом, без стартера почти невозможно запустить мотор. Лишь имея возможность взять на борт подогревательный прибор, легкий и надежный, можно обеспечить подогрев и стартера и мотора, следовательно и запуск последнего. Необходимость одновременного подогрева и стартера и мотора (если подогревать вначале мотор ,а потом стартер, или наоборот, один из них за это время остынет) выдвинула требование: установить стартер ближе к мотору и, если возможно, вблизи подмоторной рамы (под ней или сбоку). Сделать это оказалось делом не легким, так как габариты стартера не подходят для всех самолетов. Тут возможно двоякое решение: или создать специальный малога­ баритный стартер, например, наподобие французского „Viet“ (спаренного с мотором), чтобы иметь возможность осуществлять одновременный 1 Вес чехлов меняется в зависимости от предъявляемых к ним требований, что можно видеть по следующим возможным типам: а) — Конструкция чехла для покрытия только мотора, от которого спускается к нагревательному прибору рукав. По этому рукаву направляется к мотору нагретый воздух, б ) — Чехол, изготовленный из легкого брезента, покрывает носовую часть мотора в виде палатки и под ним ставится нагрева­ тельной прибор, в) Труба из легкого сплава представляет собою металлический чехол, который закрывает переднюю часть фюзеляжа и служит, благодаря своей вместимости, двум целям: производству мелких работ в винтомоторной группе и подогреву мотора при помощи установки под ним специального нагревательного прибора. Указанные кон­ струкции. по мнению очевидцев, недостаточно эффективны: большой вес и сравнительно медленный прогрев. * Советская Арктика № 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz