Советская Арктика. 1936, №6.

Полярная авиация К. A. MQCKATOB ПОДОГРЕВ И ЗАПУСК АРКТИЧЕСКОГО МОТОРА Что является решающим в эксплоатации, независимо от вида охла­ ждения мотора? Несомненно — это подогревательный прибор, конструк­ ция чехла, вся сумма вопросов, связанных с подогревом в условиях необорудованных- арктических аэродромов. Не случайно этому вопросу больше всего уделяют внимания заслу­ женные летчики Арктики: Алексеев, Водопьянов, Галышев и др. Их опыт говорит: какие бы хорошие самопуски ни поставить на самолет, при температурах даже минус 3 0—49° Ц мотор без предварительного подогрева запустить невозможно. Разговор о подогревателях ведется уже продолжительное время, однако до сих пор советский подогреватель (лампа), портативный и надежный, еще не создан. Создание его является делом чести летно- подъемного и технического состава полярной авиации. Что мы имеем в этой области? В полярной авиации СССР сей­ час пользуются главным образом паяльной лампой и чехлом для по­ крытия мотора при его подогреве. Лампу и чехол приходится возить с собой на борту самолета: чем они легче, тем экономичнее с точки зрения нагрузки. В среднем вес паяльной лампы (без горючего) около 3, а чехла 20 килограммов. Мы еще не имеем такой паяльной лампы, которая бы надежно рабо­ тала у любого бортмеханика. Тем не менее хорошие бортмеханики, даже при минус 47° Ц, делали с ней буквально чудеса. Для примера можно указать на бортмеханика т. Ивашина, летавшего на тяжелых двухмотор ­ ных самолетах. Ивашин, имея обыкновенный чехол из прорезиненного верха (снизу чехол сделан был из байки) и одну паяльную лампу (с одной грелкой) вместимостью 3 литра ,1в течение короткого времени (до 30 мин.) прогревал мотор.а После подведения сжатой смеси из стартера „Бри­ столь", мотор водяного охлаждения типа М-17 запускался, при темпе­ ратуре наружного воздуха минус 47° Ц, чуть ли не через полоборота коленчатого вала. Чехлы были сделаны под руководством экипажа само­ лета настолько хорошо, что тепло из паяльной лампы равномерно рас­ пределялось под чехлом, не уходя наружу. При этом картер мотора и воду подогревали одновременно. 1 Такая трехлитровая лампа может работать в течение 6 часов подряд, что в усло­ виях Арктики имеет большое значение. В среднем при правильном использовании этой лампы, шестилитровой заливки может хватить на прогрев не менее 6 моторов. 2 Как правило, продолжительность подогрева мотора колеблется в зависимости от наружных условий, т. е. от температуры воздуха и силы ветра. На практике же многое зависит от той обстановки,которую создает экипаж самолета в процессе подогрева мотора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz