Советская Арктика. 1936, №6.

97 Советская Арктика • 1936 • № 6 дел резьбой фигурок зверей и техникой резьбы рельефа по заданному рисунку; отсев на курсах крайне незначителен, всего 2—3% . Обучение и переобучение костерезному делу удается туземцам с большой легкостью. Это объясняется тем, что резьба по кости распространена на побережье повсеместно. Художественный костерезный промысел на Чукотке выгодно отличается своим изобразительным творчеством. Случаи ис­ пользования книжного иллюстративного материала для переработки или копирова­ ния чрезвычайно редки. Для промысла они не характерны и являются исключением из правила. В области рисунка художественно-косте- резный промысел на Чукотке был и остается базой глубоко-оригинального, само­ бытного и интересного изобразительного творчества. Н о при этом нельзя отрицать своеобразнейшего явления, родственного копированию: самоповторения. Известны многие случаи повторения мастером одной и той же — раз удачно созданной — компо­ зиции. В области же скульптуры малых форм преобладают переработка и „вольное подражание* (фигуры зверей, пеликан и др.). В прошлом промысла наиболее часто варьируемой темой была охота на морского зверя, реже — быт. Последние два года, бла­ годаря ряду мероприятий со стороны ко­ операции, круг тем значительно расширен. Внимание художников приковывают новые, незатронутые еще темы: челюскинская эпо­ пея, жизнь колхоза, продажа кочевниками оленей на Аляску, историческое предание о походе Якунина и сражении г ним чѵкоч, легенда о Нанкысхате, народные сказки, древние празднества, жизнь животных и др. Существует мнение, что подлинно чу­ котским „стилем" в рисунке на кости является особая манера, близкая к пиктогра­ фии, т. е. письменности рисунками. Мы при­ водим здесь образцы работ наиболее выдаю­ щихся рисовальщиков Чукотки. Даже при беглом просмотре л:егко установить широ­ кое разнообразие их формально стилисти­ ческих признаков. Нетрудно видеть, что о копировании или переработке каких-либо завезенных оригиналов не может быть и речи. Оценка художественно-кустарных изде­ лий сопряжена с трудностями. Поручить заготовительным пунктам оценку изделий на основе только субъек­ тивных впечатлений оценщика, без каких бы то ни было ограничивающих его рамок, значит создать систему произвола.В целях избежания этого, в течение ряда лет в районе практиковалось нормирование цен, утвер­ ждаемое президиумом рика. Нормированные цены давались в таблицах-сводках для пер­ вого сорта, с указанием процентных ски­ док для второго и третьего сортов. Таким образом заготовительные пункты (обычно отделения кооператива) устанавливали только сортность, что, однако, не избавляло их от ошибок. Каким же образом определялась цена на тот или иной вид изделий? Обычно этим занимались комиссии, в состав которых вхо­ дили представители хозяйственных органи­ заций и коллектива кустарей. В своих су­ ждениях члены комиссии исходили из лич­ ного опыта, полученного на местном рынке. Данными хронометража не пользовались, калькуляторы оценивали часто на .глазок". Нередко это приводило к отрицательным результатам. С осени 1933 года в Уэленском кусте, взамен индивидуальной оценки зав. загот­ пунктами, были созданы оценочные комис­ сии, проводившие свою работу до осени 1935 года. Нельзя сказать, чтобы эти комис­ сии, составленные из представителей ко­ операции и колхоза, оценивали изделия без­ ошибочно. Н о все же в основном они да­ вали правильную оценку. На основе данных опыта мы имеем воз­ можность сделать ряд конкретных пред­ ложений. В ближайшее время необхо­ димо: 1. Создать сеть небольших колхозных костерезных мастерских на периферии, имеющих от К) до 15 рабочих мест каждая. Основой их плановой работы должно быть производстьо деталей сборочных моделей или полуфабрикатов. 2. Закрепить опыт Уэленскойпостоянной костерезной бригады; выделить ее из сме­ шанного Уэленского колхоза в самостоя­ тельную видовую костерезную артель. К этому имеются все возможности и, что особенно важно, большая тяга активистов- промысловиков. 3. Создать в Уэлене центральную механи- зироганную учебно-производственную ма­ стерскую, являющуюся производственной базой видовой костерезной артели. Эта мастерская должна осуществлять: рацио­ нальную закройку материала и первона­ чальную его подготовку (сушка, отбелка и пр.); проработку новых моделей изделий; окончательную дообработку и сборку дета­ лей, поступающих от низовой сети мастер­ ских. Опыт курсов 1934/35 г. показал, что наи­ более удачной формой обучения являются периодически повторяемые кустовые косте­ резные курсы (по 30—45 рабочих дней). Работа этих курсов и должна сосредото­ читься в учебно-производственной мастер­ ской. При центральной мастерской необходимо широко развернуть студийные занятия х у ­ дожественно-творческого актива промы­ сла, тесно связанного с работой художников периферии. 4. В качестве основных видов ассорти­ мента изделий мы рекомендуем:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz