Советская Арктика. 1936, №5.
Изучим полярные моря А. БУРКЕ О ПЕРИОДИЧНОСТИ В ЛЕДОВОМ РЕЖИМЕ 1 Проблема прогнозов ледового состояния морей, омывающих северное побережье Советского Союза, далеко еще не разре шена. Неточность прогнозов ломает планы, приводит к непроизводительным расходам, вызывает непомерную загрузку ледоколов на отдельных этапах Северного морского пути, нарушает планомерность снабжения отдельных пунктов Крайнего Севера, при водит порой к вынужденным зимовкам су дов и увеличивает процент аварий. Имеющиеся прогнозы построены на осно вании неполных сведений метеостанций и отдельных наблюдений (в течение короткого промежутка времени) на судах, проходящих транзитом. Эти прогнозы более чем гада- тельны даже для коротких промежутков времени одной навигации, не говоря уже о навигации следующего года. Вместе с тем есть определенная после довательность в ледовом режиме, которая несомненно имеет в основе не случайное стечение обстоятельств, к сожалению еще не изученных. Доказательства существова ния этой последовательности мы и приводим ниже. Тр ех л етн яя периодичность За многие годы плавания и, в частности, за последнее десятилетие замечено регу лярное периодичное повторение благопри ятных и неблагоприятных ледовых условий на трассе Северного морского пути. В те чение десятилетия особенно рельефно вы делились благоприятные в ледовом отноше нии годы: 1929 год — плавание на промы словом судне „Зверобой", когданорд-остовая часть Карского моря совершенно не имела льдов; 1932 год — удачное плавание ледо кольного парбхода „Сибиряков" и м с „Книпович"; 1935 год — общеизвестный проход грузовых судов в ряде случаев почти без помбщи ледоколов. Промежуточные же годы довольно резко отличаются неблагоприятностыо ледового режима. Так, например, поход ледокольного парохода „Седов" к Северной Земле в 1930 году был весьма тяжелым; попытка м с 1 В порядке обсуждения. Ред. „Белуха" пройти в 1931 году к мысу Норд- вик в одну навигацию потерпела неудачу; в 1933 году зазимовала первая Ленская экпедиция, погиб пароход „Челюскин“ и зазимовали суда Колымской экспедиции; в 1934 г о д у— тяжелый дрейф „Садко” у Северной Земли и напряженность в ра боте ледоколов по проводке втовой Ленскоіі экспедиции. Из этих данных видно, что благоприят ные годы чередуются регулярнб через два неблагоприятных года. Лучшим доказательством периодичности безусловно будут непосредственные плава ния в будущем. Но и в прошлом легко найти данные, подтверждающие смещение льдов в каждый третий год к северу от трассы Северного морского пути. Так, по словам старых промышленников, песцовый промысел на побережье полу острова Таймыр с давних времен бывает регулярно удачным через два года в тр е тий. Сводка П у тн о г о отдела Главсевмор пути о заготовке песца за 10 лет также под тверждает это (см. табл. на стр. 87). Сопоставляя эту периодичность обилия- песцов с периодичностью в ледовой ситуа ции морей Советского CtBepa, приходим, к выводу, что после каждого б лагоприятного в ледовом отношении года (1926—1929—1932) следует богатый песцовый промысел. Допуская даже некоторую неточность, в учете добытого песца, приходится все же признать, что такое резкое периодичное увеличение песцового промысла:Не является случайным. Здесь безусловно сказывается геофизический фактор. Как этот фактор влияет на обилие песца, т. е. какая связь периодичности в ледовом состоянии с периодичностью в обилии песца? 1 Песец размножается главным образом на материке — на северном побережье Си бири. Когда сплоченные льды прилегают к побережью, песец свободно уходит по льду на острова Северного Ледовитого океана и далее вглубь Арктики. В годы же 1 Конечно, не имея достаточных наблю дений, трудно дать этому исчерпывающее объяснение, но оно так логично, что считать, его сомнительным нет. данных,.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz