Советская Арктика. 1936, №5.

В. Л. Казанский. В тундре 73 Через 1—2 года войдут в строй новые мощные ледоколы и специально построен­ ные новые суда. Навигацию по Северному морскому пути можно будет продлить на 15 дней в начале и на 15 дней в конце на­ вигации. Ь этом направлении имеются большие возможности. Стахановское движение, охва­ тившее все отрасли нашей промышленности, в том числе водный транспорт, поможет значительно снизить простой судов в пор­ тах. Рациональное использование ледоколов в Арктике, внедрение в их работу стаха­ новских методов — все это сократит бюджет времени и даст большое снижение стои­ мости перевозок грузов. На удорожание стоимости перевозок влияет дорогостоящее топливо, особенно, если его завозить из Кузнецкого или До­ нецкого бассейнов. Надо как можно больше использовать шпицбергенский уголь. Хотя этот уголь и ниже качеством, но дешевизна его доставки обеспечивает ему значитель­ ное преимущество. Донецкий уголь следует давать ледоколам только при выходе из Мурманска и Архангельска, когда они идут в трудоемкие рейсы и когда на Диксонов- ской базе еще нет угля. Остальные суда и ледоколы надо снабжать исключительно шпицбергенским углем. Несколько слов о работе Арктикснаба. Он до сих пор еще не добился стандартиза­ ции предметов снабжения как по спец­ одежде, так и по продуктам питания. Между тем это очень важный вопрос. Арктикснаб все экспедиции снабжает ватниками, хотя давно уже доказано, что ватники не годятся в услоьиях Арктики: они быстро впитывают в себя влагу, а сохнут очень медленно. Ватники не только беспо­ лезны, но даже вредны. Вместо них следует давать меховые дубленые полушубки, покры­ тые непромокаемой тонкой парусиной. Правда, такой полушубок стоит несколько дороже ватника, но зато он может прослу­ жить в течение двух экспедиций. Валенки тоже ьадо снабжать резиновым предохранителем, тогда они смогут в не­ которых случаях заменять сапоги. Такой предохранитель увеличит срок службы ва­ ленок минимум на год. Ьместо свитеров надо снабжать экспеди­ цию фланелевыми рубашками. Свитер дорог и изнашивается за один год, в то время как фланелевая рубашка вполне хватит на два года. Часто портятся продукты из-за плохой упаковки Арктикснабу надо договориться с Наркимпиіцепромом о посылке продуктов, идущих в Арктику, в особой стандартно крепкой упаковке. Северный морской путь имеет уже свои прочно укрепившиеся кадры навигаторов. Этим людям надо создать все необходимые условия для их большой и ответственной работы. В. Л. КАЗАНСКИЙ В ТУНДРЕ В 250 километрах от Мурманска на бе­ регу озера,окруженногоневысокими горами, раскинулись постройки Краснощельского оленеводческого совхо за Главсевморпути. От полустанка Полуозеро к совхозу нужно проехать глухой тундрой, по чуть примет­ ной тропинке, известной лишь опытному старожилу. К совхозу мы подошли в полярную ночь. Постройки совхозов тонут в море электри­ ческого света. За 3 года оленеводческий совхоз вырос с нескольких сот голов до 4000 оленей. Совхоз построил два дома, пекарню, столо­ вую, электростанцию, кузницу, скотный двор. Осенью 1935 года совхоз впервые со­ брал на своем огороде несколько тонн ово­ щей. В совхозе неплохо поставлена партийно­ массовая работа. Работает школа политгра­ моты. Имеются оиблиотека, красный уголок, где комсомольцы организовали драматиче­ ский кружок и раз в месяц устраивают спектакли, которые с большим вниманием смотрят все работники совхоза. ★ От Краснощельского совхоза до Поной- ского откормленные олени пробежали рас­ стояние за 6 часов. У въезда в Понойский совхоз — распис­ ные высокие ворота, на которых надпись: «Совхоз Севморлути“. От ворот налево — речка Поной, она кишит семгой. Здесь го­ сударственный рыбный заповедник. В 1 й 35 году совхоз приобрел трех коров; впервые в далекой тундре появились ло­ шади, построен свинарник, растут поросята. Совхоз организован в 1932 году. Хмурое, дикое местечко в далеком центре тундры теперь не узнать. На гилом месте, где только изредка проходили олени да волчьи стаи, выстроили ряд юрт, вырос первый в тундре деревянный дом. Через год вырос еще один дом. Впервые в глухом Заполярье был построен склад, магазин, в котором,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz