Советская Арктика. 1936, №5.

А. ПАТЦ МУРМАНСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД 7 0 __ __________________ _________________ Советская Арктика • 1936 • Л& 5 I Из года в год заходят в Мурманск ко­ рабли под флагами почти всех стран мира. Из года в год их старые штурманы отмечают все новые перемены на берегах Кольского залива. . . . В нескольких километрах от Мурман­ ска, с левого берега залива доносится гро­ хот, которого вчера еще не слышало чуткое ухо седого штурмана. Это работают экска­ ваторы, гремят цепи кранов, захлебываются от визга механические пилы. Большевики возводят очередной гигант— Мурманский судоремонтный завод. Строи­ тельство этого завода — большое событие для всего нашего мореплавания, для окончательного закрепления наших по­ бед на Северном морском пути. От капитализма мы не унаследовали ни одного сколько-нибудь серьезного предпри­ ятия в этом роде. Судовладельцы царской России, страховавшие свои суда на огром­ ные суммы, не были заинтересованы в р е­ монте. Чем они рисковали? Экипажем, ги­ белью людей? Это в те времена не служило поводом к затратам. Наши суда ремонтировались до сих пор на мало приспособленных для этой цели судостроительных заводах. Ремонт отвлекает эти заводы от основной своей задачи — от судостроения. Поэтому крупный ремонт мы вынуждены были иногда производить и за­ границей. В течение ближайших лет вместе с ро­ стом навигации по Северному морскому пути будет непрерывно расти и наш арк­ тический флот. Проблема создания мощной судоремонтной базы на Севере требовала неотложного разрешения. Пуск Мурманского судоремонтного за­ вода положит начало плановому ремонту всего северного флота. Проектная мощность будущего завода полностью обеспечивает « ремонт всех судов Северного морского пути, которые войдут в эксплоатацию до 1942 года. В конце 1937 года завод будет пущен. Для подготовки территории будущего завода (10 кв. километров) потребуется переработать 2,5 миллиона кубометров тя­ желого грунта. Каждый метр площади нужно буквально отвоевать у моря и камня. Завод будет располагать собственным глубоководным причальным фронтом, кото­ рый протянется на 1100 метров. Новейшего типа судоподъемные устройства позволят быстро произвести любой, самый сложный ремонт. Заказы на оборудование завода уже размещены на предприятиях нашей тяже­ лой промышленности. Жилой городок завода войдет составной частью в „Большой Мурманск", Расположен­ ный на возвышенном плато городок будет западной стороной выходить к заливу; вос­ точной— к живописной речке Росте. Все, что есть лучшего, нового и рацио­ нального в опыте нашего жилищного стро­ ительства, будет использовано для благо­ устройства этого города. Парк культуры и отдыха, больничный комбинат, школа, клуб, ясли, почтово-телеграфные учреждения — все это будет закончено одновременно с заводом. • II В сентябре прошлого года приступили к строительству. Нужны были люди, квали­ фицированные испытанные плотники, печ­ ники, десятники. Прорабы втихомолку пере­ манивали друг у друга землекопов. Вербов­ щики работали наспех, работали плохо. Прибывающие „печники" неожиданно ока­ зывались землекопами. На должность плот­ ника завербовали... вербовщика. Первые дома на площадке были целиком выстроены землекопами. Начали прибывать квалифицированные кадры. Появились первые признаки стаха­ новского движения. Стройка медленно на­ чала выправляться. Медленно, потому что руководители строительства далеко не сразу сумели стать во главе стахановского движения, потому что черепашьими тем­ пами механизировались строительные про­ цессы. Первого стахановца стройки, старого печника Б а р аш к о в а долгое время травил классовый враг, и только вмешательство политотдела помогло разоблачить него­ дяя. Инженер Воллерштейн ввел прекрасный, подлинно стахановский метод монтажного проектирования жилых домов, метод, эко­ номящий время и рабочую силу на 30%. Его метод не был подхвачен. Проектирование стоило слишком дорого. И, попрежнему, проекты начали поспевать только к тому времени, когда дом уже был больше чемі наполовину выстроен. Долгие месяцы почему то лежали без движения на складе лесорамы, и распиловка леса производилась дедовским способом. Там же на. складе вылеживались электро­ дрели, а, для работы применялись долотья. Даже такая незамысловатая механизация, как краноукосины, долгое время не исполь­ зовалась на строительстве. Планы выполнялись плохо. И все же двухтысячный коллектив строи­ телей судоремонтного завода представляет'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz