Советская Арктика. 1936, №5.
А. ПАТЦ МУРМАНСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД 7 0 __ __________________ _________________ Советская Арктика • 1936 • Л& 5 I Из года в год заходят в Мурманск ко рабли под флагами почти всех стран мира. Из года в год их старые штурманы отмечают все новые перемены на берегах Кольского залива. . . . В нескольких километрах от Мурман ска, с левого берега залива доносится гро хот, которого вчера еще не слышало чуткое ухо седого штурмана. Это работают экска ваторы, гремят цепи кранов, захлебываются от визга механические пилы. Большевики возводят очередной гигант— Мурманский судоремонтный завод. Строи тельство этого завода — большое событие для всего нашего мореплавания, для окончательного закрепления наших по бед на Северном морском пути. От капитализма мы не унаследовали ни одного сколько-нибудь серьезного предпри ятия в этом роде. Судовладельцы царской России, страховавшие свои суда на огром ные суммы, не были заинтересованы в р е монте. Чем они рисковали? Экипажем, ги белью людей? Это в те времена не служило поводом к затратам. Наши суда ремонтировались до сих пор на мало приспособленных для этой цели судостроительных заводах. Ремонт отвлекает эти заводы от основной своей задачи — от судостроения. Поэтому крупный ремонт мы вынуждены были иногда производить и за границей. В течение ближайших лет вместе с ро стом навигации по Северному морскому пути будет непрерывно расти и наш арк тический флот. Проблема создания мощной судоремонтной базы на Севере требовала неотложного разрешения. Пуск Мурманского судоремонтного за вода положит начало плановому ремонту всего северного флота. Проектная мощность будущего завода полностью обеспечивает « ремонт всех судов Северного морского пути, которые войдут в эксплоатацию до 1942 года. В конце 1937 года завод будет пущен. Для подготовки территории будущего завода (10 кв. километров) потребуется переработать 2,5 миллиона кубометров тя желого грунта. Каждый метр площади нужно буквально отвоевать у моря и камня. Завод будет располагать собственным глубоководным причальным фронтом, кото рый протянется на 1100 метров. Новейшего типа судоподъемные устройства позволят быстро произвести любой, самый сложный ремонт. Заказы на оборудование завода уже размещены на предприятиях нашей тяже лой промышленности. Жилой городок завода войдет составной частью в „Большой Мурманск", Расположен ный на возвышенном плато городок будет западной стороной выходить к заливу; вос точной— к живописной речке Росте. Все, что есть лучшего, нового и рацио нального в опыте нашего жилищного стро ительства, будет использовано для благо устройства этого города. Парк культуры и отдыха, больничный комбинат, школа, клуб, ясли, почтово-телеграфные учреждения — все это будет закончено одновременно с заводом. • II В сентябре прошлого года приступили к строительству. Нужны были люди, квали фицированные испытанные плотники, печ ники, десятники. Прорабы втихомолку пере манивали друг у друга землекопов. Вербов щики работали наспех, работали плохо. Прибывающие „печники" неожиданно ока зывались землекопами. На должность плот ника завербовали... вербовщика. Первые дома на площадке были целиком выстроены землекопами. Начали прибывать квалифицированные кадры. Появились первые признаки стаха новского движения. Стройка медленно на чала выправляться. Медленно, потому что руководители строительства далеко не сразу сумели стать во главе стахановского движения, потому что черепашьими тем пами механизировались строительные про цессы. Первого стахановца стройки, старого печника Б а р аш к о в а долгое время травил классовый враг, и только вмешательство политотдела помогло разоблачить него дяя. Инженер Воллерштейн ввел прекрасный, подлинно стахановский метод монтажного проектирования жилых домов, метод, эко номящий время и рабочую силу на 30%. Его метод не был подхвачен. Проектирование стоило слишком дорого. И, попрежнему, проекты начали поспевать только к тому времени, когда дом уже был больше чемі наполовину выстроен. Долгие месяцы почему то лежали без движения на складе лесорамы, и распиловка леса производилась дедовским способом. Там же на. складе вылеживались электро дрели, а, для работы применялись долотья. Даже такая незамысловатая механизация, как краноукосины, долгое время не исполь зовалась на строительстве. Планы выполнялись плохо. И все же двухтысячный коллектив строи телей судоремонтного завода представляет'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz