Советская Арктика. 1936, №5.

Н. Е. Шадрин. Д о лж ен л и замерзать ленски й ф лот ? 49 „Зимовочные" рейсы речных судов являются следствием исключи­ тельно слабой организации эксплоатационной службы. Вина тут целиком руководителей транспорта. Движение флота должно совершаться по строго разработанному эксплоатационному графику для каждого судна. IV Современная эксплоатация буксирной тяги не отвечает тем требо­ ваниям, какие предъявляются к таким мощным буксирам, как „Пятилетка" и „Щетинкин^. Специальным исследованием установлено, что „Пятилетка" может взять воз в составе: лихтера, грузоподъемностью 3000 тонн, 3 деревянных барж по 1200 тонн, 5 деревянных барж по 1000 тонн, 1 дере­ вянной баржи в 500 тонн, всего 10 единиц грузоподъемностью 12 100 тонн (вместо существующего воза грузоподъемностью 6,5—7,0 тыс. тонн). При коэффициенте загрузки тоннажа 0,90, общая грузоподъемность буксируемого теплоходом поза составит 10 890 тонн. При этих условиях нагрузка на 1 л. с. равна: 10890:1400-^7,7 тонны. Между тем, в связи со стахановским движением на водном транспорте нагрузка на 1 л. с. на реке Волге (по пароходу „Степан Разин", капитан орденоносец т. Чадаев) доведена до 25 тонн с лишком вместо установлен­ ного измерителя в 12 тонн. Нагрузка на 1 л. с. при буксировке воза „Пятилеткой" со скоростью 5—6 километров может быть доведена до 10—11,5 тонны. Повышение нагрузки должно пойти за счет максимального использования двигателя как аггрегата, за счет рационализации передач и на движитель, внима­ тельного использования профиля пути (выбор тиховодов и т. д.). При той же минимальной нагрузке на 1 л. с.—7,7 тонны и для парохода „Щетинкин", его провозоспособность составит: 800 л. с. +- 7,7 = 6000 тонн (против существующего воза грузоподъемностью 4,5—5,0 тыс. тонн). Провозоспособность трехсотсильных пароходов („Хронометра1' и Нового буксира) определится в 1000 тонн. Таким образом, наличная тяга Н. Лены может обеспечить вывоз грузов из Тикси в навигацию 1936 года в размере 18000 тонн. При грузообороте Н. Лены в ближайшие годы (40—50 тыс. тонн) потребуется в два с половиной раза больше тяги и тоннажа. Рационализация транспорта, доставляющего грузы из центральных районов СССР в Якутию, даст огромные народнохозяйственные сбереже­ ния. Вместо перевозки грузов через автотракты, являющиеся узким местом в транспортных связях Якутской республики, целесообразнее направлять грузы в Тикси Северным морским путем и дальше по Н. Лене. Величина транспортных издержек на 1 тонну груза после рациона­ лизации даст по одним лишь транзитным грузам следующую экономию: РаГоны завоза Транспорты на 1 т до рацио­ на лизации >іе издержки в руб. после рацио­ нализации Грузооборот в тыс. тонн Экономия на издержках в млн, руб. Центральная Я к у т и я .............................. 457,40 12989 40,0 13,1 Алданская золотопромышленность . 82 6,25 456,78 13,5 5,0 И т о г о . . . . — 53,5 18,1 4 Советская Арктика 'й 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz