Советская Арктика. 1936, №5.

Р . К. Гот овим п л а н третьей пят илетки 33 32 тыс. центнеров. Имеются все возможности увеличить добычу рыбы в несколько раз. Наши консервы имеют очень большой спрос заграницей. О каче­ стве продукции консервного завода на Чукотке свидетельствует тот факт, что 95% продукции сданы высшим сортом. Сейчас необходимо организовать вывоз на материк мороженой рыбы, для чего надо обеспе­ чить Чукотку рефрижераторными судами. Большой задачей является вовлечение местного национального на­ селения в рыбные промыслы. Чукотка — край оленей. У нас есть один оленеводческий совхоз, н а с ч и ты в ающ ий до 15 тыс, голов оленей. Население Чукотки имеет до 400 тыс. оленей. Необходимо организовать новые совхозы, одновременно вовлекая в колхозы оленеводческое население. В 1936 году Чукотка должна дать стране пушнины на полтора мил­ лиона рублей. Это, конечно, чрезвычайно скромная цифра по сравнению с имеющимися возможностями. Мы еще не добрались как следует до зверя. Чукотско-Анадырский край составляет значительный отрезок трассы Севморпути. К сожалению, эта трасса наименее оборудована. Карта бухты Лаврентия имеет примечание: „Эта часть бухты нуж­ дается в лучшем обследовании1. Карты, сделанные в прошлом веке, еще и сейчас переиздаются с теми же примечаниями. В хозяйственном освоении Чукотки большую роль сыграет органи­ зация малого каботажа. Надо также создать речной флот на реках Ана- дырке и Котырье. На всем протяжении края — на 700 кв. километров — нет ни одного автомобиля, за исключением трех вездеходов, которыми вооружена экспедиция Зяблова, ведущая поисковые работы в районе Крестов. Надо механический вид транспорта предусмотреть в развитии Чукотско-Анадырского края. Говоря об этом совершенном виде транспорта, нельзя забывать и о собачьем транспорте, который в условиях Чукотки в течение еще многих лет будет играть чрезвычайно большую роль. Как осваиваются северные реки? Они осваиваются вместе с новыми портами. — Порт Тикси должен стать одним из основных в восточной части полярного моря, — говорит т. Ю. М. Лисс. — Он должен стать портом, откуда необходимо будет завозить грузы на те реки, которые будут осваиваться в ближайшие годы. В этом году на реках Яне и Индигирке, с переброской туда по одному пароходу, впервые начнется нормальное судоходство. В дальней­ шем будут освоены реки Анабара, Оленек, Хатанга и Вилюй. В этом году в Якутии будет проведена большая механизация Сан- гарских копей. В 1937 году мы сможем уже добывать до 100 тыс. тонн угля. В дальнейшем Сангарские копи могут дать Якутии до 150 тыс. тонн. Это может обслужить потребность порта Тикси и проходящих пароходов. Три основных территориальных управления Главсевморпути имеют свой речной транспорт: Омское, Красноярское и Якутское. Недавно исследованы реки Оленек, Хатанга, Алазея, оказавшиеся судоходными на протяжении 700—1000 километров. По этим рекам можно возить грузы дешево и быстро. Изложенные всеми выступавшими перспективы развития народного хозяйства на Крайнем Севере предъявляют большие требования к про­ мышленности центральных районов Союза. 3 Советская Арктика N° 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz