Советская Арктика. 1936, №5.

Советская Арктика ■ 1936 • № 5 Проф. Р. Л. Самойлович определяет те задачи, которые стоят пе­ ред Всесоюзным Арктическим институтом по научному освоению этой огромной территории. Главная из них — геологическое изучение. По подсчетам Н. Н. Ур- ванцева, на общую геологическую съемку всех неизведанных районов потребовалось бы 582 геологогода, т. е. каждый год пришлось бы посы­ лать 30—40 экспедиций для съемки. Пока это нам не под силу и нет в этом неотложной нужды. Нужно пока изучить центральный узел, в ко­ торый входят шесть районов: Таймырско-Енисейский район, Нижняя Тунгуска, Верхнесаянский, Чукотско-Анадырский, районы полярного Урала и Пай-хоя. Недра этих районов таят богатейшие иско­ паемые. Арктический институт составил первую карту полезных ископаемых Арктики. Институт в ближайшее время должен составить карту Ана­ дыря (в масштабе 1 млн.) и на 12 листах карту всего района (в 2,5 млн. масштабе). Проведение так называемой гидрологической съемки всех наших морей позволит нам предсказывать ледовитость всех морей, омывающих Советский Север. Институту предстоит также развернуть большую научно-исследова­ тельскую работу по промыслам. Тов. Б. В. Лавров , — директор Института по экономике Сев ера ,— говоря о конкретизации объектов научной работы, рекомендует обратить внимание на богатый „Северный Урал“ по Оби, на Енисейский бассейн. Там имеются выходы каменного угля почти на каждой реке, в то время как мы сейчас вынуждены снабжать пароходы углем Кузбасса. У нас есть река Хатанга — река большого будущего. Она не только удобна в транспортном отношении. Здесь мы имеем соль, которой мо­ жем снабжать по гораздо более дешевым ценам дальневосточные про ­ мыслы. В ближайшие годы мы значительно увеличим экспортные операции Севера. Даже без подсчета совершенно ясно, что гораздо выгоднее брать лес не из Архангельска или Ленинграда, а из северных бассейнов. Эту проблему и должен разрешить Енисейский север. Второй такой же порт, как Игарка, должен вырасти и на Оби. Тов. Ф. И. Дриго (Морское управление) говорит о перевозке гру­ зов в минувшие навигации. В 1933 году в Арктике плавало 44 парохода, в 1934 году — 53, а в 1935 году — уже 75. С развертыванием грузооборота все больше растет нужда в спе­ циальном флоте. Прежде всего мы должны иметь мощные ледоколы. На верфях Ленинграда и Николаева сейчас строятся 4 мощных ледокола типа „Красин11. Кроме этого, на заводе им. Марти—дизель-электрические ледоколы по 12 тыс. лошадиных сил. Выдвинут также вопрос о по­ стройке ледокола в 24 тыс. лошадиных сил. На Севере нужен флот со специальным ледовым креплением, такой флот, который не боится самых трудных условий плавания. Сейчас вырабатываются проекты типа судов с большой грузоподъем­ ностью. Растущая потребность в горючем вызвала необходимость соответ­ ствующего морского транспорта для перевозки этого горючего. Недавно мы заказали в Японии два танкера. Большое значение имеют порты. В устье реки Колымы работает экспедиция, изучающая условия постройки там порта в 1937 году.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz