Советская Арктика. 1936, №5.

28 Советская Арктика • 1936 • № 5 Огромнейшее значение в условиях Севера придается полярной авиации. Почти в шесть раз увеличатся капиталовложения 1936 года по сравнению с вложениями 1933 года. II Каковы же перспективы экономического и культурного развития Арктики в третьей пятилетке? В третьем пятилетии значительно вырастает промышленная экспло- атация естественных богатств Севера и широко развернется социалисти­ ческая реконструкция хозяйства малых народностей. Северные окраины Союза не должны больше отставать от общих темпов социалистического строительства всей страны. Ведущей отраслью хозяйства Севера в третьей пятилетке оста­ нется транспорт. Без разрешения транспортной проблемы нельзя ос­ воить необъятные пространства Севера. Общее расширение хозяйства на Севере не только повысит грузо­ вые потоки, но и изменит их направления. Уже в этом году уголь для бункеровки судов на острове Диксона пойдет со Шпицбергена. Соль с Нордвикских соляных месторождений пойдет как на восток для снаб­ жения Анадырских и Камчатских рыбных промыслов, гак и на запад — для Мурманской рыбной промышленности. По Северному морскому пути пойдут сибирский хлеб, хибинские апатиты и норильские поли­ металлы. Наряду с увеличением сквозного движения по трассе Северного морского пути разовьется малое каботажное плавание между основными перевалочными пунктами. Такими пунктами будут: Новый Порт, Дик ­ сон, Тикси, Колыма, Провидение, а из промежуточных — Пясина, Норд- вик, Яна, Индигирка и Анадырь. Все эти пункты получат и макси­ мальную механизацию, так как человеческий труд в Арктике особенно дорог. Сибирские реки являются своего рода подъездными путями к трассе Северного морского пути. Реки эти пополняются новым фло­ том, который устранит разрыв между речным и морским транспортом, оживит пока еще мало освоенные реки — Тунгуску, Хатангу, Анадырь, Колыму, Яну, Индигирку и другие. Значительно расширяются гидрографические работы (особенно в Восточном секторе Северного пути). Точные мореходные карты всей трассы Северного морского пути, карты сибирских рек должны дать гидрографы в третьем пятилетии. Разрешить полностью транспортную проблему Арктики можно только с помощью авиации. Воздушный транспорт охватит все глубин­ ные районы нашего необъятного Севера. Как на меридиональных, так и на широтных линиях авиация будет работать круглый год. Обеспечив быструю перевозку людей, почты, мелких грузов, наши стахановцы воздуха будут носителями советской культуры в самых отдаленных уголках страны. Наряду с воздушным транспортом, автомашинами, тракторами, вездеходами приобретает большое значение местный транспорт. Мы не только не отказываемся от северного собачьего и оленьего транспорта, но ставим в программу его воссоздание. Полное освоение Северного морского пути немыслимо также без. соответствующей организации службы погоды и радиосети.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz