Советская Арктика. 1936, №5.

16 Советская А ркт ика • 1936 • № 5 Длина маршрутов кочевания за год 1 Число ХОЗЯЙСТВ с длиной марш­ рута °/и хозяйств До 250 к м ...................... 23 5 От 250 до 500 км . . . 62 13 От 500 до 1000 , . . . 206 46 От 1000 до 2000 . . . . 161 35 Свыше 2000 км . . . . . 4 1 В с е г о . . 456 1 00 „Турманской" дорогой северные ямальцы, а за ними и ямальцы более южных районов, шли до озер Ярро-то, а затем делились на два потока: один направлялся западнее — на факторию Хадыту, другой восточнее — на факторию Яр-Сале. Примерно около конца марта все группы теми же путями начинали обратное движение к северу. К дальним кочевкам на юг, как правило, побуждали не одни только поиски пастбищ (они имелись и в тех районах, откуда хозяй­ ства выходили, или в районах, более близких, чем левобережье и правобе­ режье Обской губы) — на юг влекла также необходимость товарооб­ менных операций: сдача пушнины, закупка продовольствия и промыслового оборудования. В период 1926/27 года на севере Ямала не было ни одной фактории, где можно было бы произвести товарообмен; ближайшие фактории были в Яр-Сале и Хадыте. Причем до 1926 года единственным товарообменным пунктом для всего Ямала был Обдорск с его ежегодной зимней ярмаркой. Сюда каждую зиму прикочевывали северные ямальцы. Однако, в некоторые годы влияли на кочевку на юг причины главным образом пастбищного порядка. Это — годы гололедицы, делавшей невозможной для оленя добычу корма из-за обледеневшей корки. Пе­ рекочевки на юг в таких случаях были вызваны необходимостью сохра­ нения поголовья: в лесо-тундровых районах корм добывался легче. С точки зрения охотничьего промысла сезонные перекочевки на юг были невыгодны. Север богаче песцовыми угодьями; тем не менее, население северного Ямала вынуждено было итти на юг, вследствие от­ сутствия на севере товарообменных пунктов. Во время своего пребыва­ ния на юге, в лесо-тундровых районах, кочевники ремонтируют свои нарты, изготовляют новые, запасаются чумовыми шестами и хореями взамен износившихся, загружают все свободные нарты запасом топлива. Совсем в иных условиях находились хозяйства второго района— левого и правого побережья Оби и Обской губы. Это видно из таб ­ лицы на стр. 17. В то время как у кочевников северного и среднего Ямала число хозяйств с маршрутом кочевки меньше 250 километров составляло 5°/о, а с маршрутом свыше 500 километров — 81°/0, в кочевках хозяйств второго района первая категория, наоборот, составляла 90%, а во второй (т. е. свыше 500 километров) не было ни одного хозяйства. Поскольку 1 В длину маршрута входят только дальние сезонные перекочевки. Местные пере кочевки (на короткие расстояния) сюда не включены.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz