Советская Арктика. 1936, №5.
Изобретение геофизика Карамышева _ ______ ___ _____ И і может себя легко оправдать даже только на одной экономии жира, не говоря уже о культурном значении электрического осве щения яранг, школ, больниц и т. д. В этом году первый ветродвигатель „Д-8“ будет установлен в селении Наукан, (берег Ьерингова пролива). Селение Наукан состоит из 62 хозяйств и 336 чел. жителей Там имеются хорошая артель, школа, отде ление кооперации и другие учреждения По плану Управления гю развитию хо зяйства и культуры народов Севера в бли жайшие годы ветр ^двигателями будут снаб жены многие точки Арктики. ИЗОБРЕТЕНИЕ ГЕОФИЗИКА КАРАМЫШЕВА Перед нами небольшая дощечка (25 ква дратных сантиметров), на которой укреплена круговая карта северной части земного шара. На карту наложена полукруглая вра щающаяся диаграмма, начерченная на про зрачной бумаге. Диаграмма разделена на секторы, со ответствующие каждому месяцу года; пунк тиром обозначены декады. Концентрические круги соответствуют географическим ши ротам — от 56' с. ш. до полюса. Основная часть диаграммы — две оваль ные линии, охватываіощие те пункты, где одновременно происходят определенные явления, например наступление полярного дня или полярной ночи. Какие задачи можно разрешить при по мощи этого п р и б о р а— диаграммы условий естественного освещения на Севере,— изо бретенного геофизиком т. Карамышевым? Допустим, что мы хотим знать условия освещения на мысе Желания в декабре. Для этого вращаем прозрачную диаграмму вокруг оси до тех пор, пока сектор, со ответствующий декабрю, не совместится с мысом Желания на карте. Тогда мы уви дим, какие овальные линии охватывают эту точку, и узнаем, таким образом, усло вия освещения. Прибор этот весьма прост, портативен и удобен, им может пользоваться каждый. Прибор может изготовляться или в размере модели (масштаб карты около 1 :1 8 ООО00:)) или почти вдвое больше (для карты Аркти ки масштаба 1:10 001) ООО).! ;ри массовом про изводстве диаграмма должна вычерчиваться на целлулоиде или прозрачной пластмассе. При помощи изобретения т. Карамы- шева можно быстро определить наличие полярного дня или ночи на данной широте; условия освещения в данный момент и в течение года; начало или конец освеще ния в данном пункте и сколько времени оно продолжается. Можно определить так же. какие условия освещения встретят при своем продвижении но определенному мар шруту полярные экспедиции. Все это чрезвычайно легко установить в течение одной секунды при помощи по ворота диаграммы. Полярным управлением, заинтересовав шимся изобретением т. Карамышева, по лучен отзыв от Сектора актинометрии Арктического института. Этот прибор, говорится в отзыве: „заслуживает внимания и распространения на полярных станциях и в оперативных учреждениях Главсевмор пути, нуждающихся, в тех или других слу чаях, в ориентировочных данных об усло виях освещения”, Тов. Карамышев уже получил на свое изобретение заявочное свидетельство КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРИБОР ШАМАРИНА Ленинградский изобретатель т. А. Н. Ша- ыарин сконструировал оригинальный при бор для постоянного контроля и учета ра боты парохода. Прибор автоматически регистрирует хо довое и простойное время судна, давление пара в котле, работу главной машины, пе редний и задний ход и т. д. Кроме того, он дает возможность судить о расходе то плива. Одним из механизмов прибора являются астрономические часы, которые исполь зуются одновременно для передвижения ленты, где автоматически записываются все основные показатели работы судна. К прибору, устанавливаемому на капитан ском мостике, присоединяются трубки от па рового котла и от золотниковой коробки главной машины. Прибор позволяет точно учитывать ра боту не только судна, но и отдельных ра ботников судовой команды (кочегаров, меха ников и др.). Последний усовершенствованный вариант прибора т. Шамарина продемонстрирован недавно в Москве на отраслевом совещании работников пристаней и флота речного транспорта. Участники совещания устроили изобретателю продолжительную овацию. Первый серийный контрольно-измери тельный прибор Шамарина будет установ лен на нефтевозе „Степан Разин” на мостике прославленного стахановца водного транс порта капитана Чадаева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz