Советская Арктика. 1936, №5.

Изобретение геофизика Карамышева _ ______ ___ _____ И і может себя легко оправдать даже только на одной экономии жира, не говоря уже о культурном значении электрического осве­ щения яранг, школ, больниц и т. д. В этом году первый ветродвигатель „Д-8“ будет установлен в селении Наукан, (берег Ьерингова пролива). Селение Наукан состоит из 62 хозяйств и 336 чел. жителей Там имеются хорошая артель, школа, отде­ ление кооперации и другие учреждения По плану Управления гю развитию хо­ зяйства и культуры народов Севера в бли­ жайшие годы ветр ^двигателями будут снаб­ жены многие точки Арктики. ИЗОБРЕТЕНИЕ ГЕОФИЗИКА КАРАМЫШЕВА Перед нами небольшая дощечка (25 ква­ дратных сантиметров), на которой укреплена круговая карта северной части земного шара. На карту наложена полукруглая вра­ щающаяся диаграмма, начерченная на про­ зрачной бумаге. Диаграмма разделена на секторы, со­ ответствующие каждому месяцу года; пунк­ тиром обозначены декады. Концентрические круги соответствуют географическим ши­ ротам — от 56' с. ш. до полюса. Основная часть диаграммы — две оваль­ ные линии, охватываіощие те пункты, где одновременно происходят определенные явления, например наступление полярного дня или полярной ночи. Какие задачи можно разрешить при по­ мощи этого п р и б о р а— диаграммы условий естественного освещения на Севере,— изо­ бретенного геофизиком т. Карамышевым? Допустим, что мы хотим знать условия освещения на мысе Желания в декабре. Для этого вращаем прозрачную диаграмму вокруг оси до тех пор, пока сектор, со­ ответствующий декабрю, не совместится с мысом Желания на карте. Тогда мы уви­ дим, какие овальные линии охватывают эту точку, и узнаем, таким образом, усло­ вия освещения. Прибор этот весьма прост, портативен и удобен, им может пользоваться каждый. Прибор может изготовляться или в размере модели (масштаб карты около 1 :1 8 ООО00:)) или почти вдвое больше (для карты Аркти­ ки масштаба 1:10 001) ООО).! ;ри массовом про­ изводстве диаграмма должна вычерчиваться на целлулоиде или прозрачной пластмассе. При помощи изобретения т. Карамы- шева можно быстро определить наличие полярного дня или ночи на данной широте; условия освещения в данный момент и в течение года; начало или конец освеще­ ния в данном пункте и сколько времени оно продолжается. Можно определить так­ же. какие условия освещения встретят при своем продвижении но определенному мар­ шруту полярные экспедиции. Все это чрезвычайно легко установить в течение одной секунды при помощи по­ ворота диаграммы. Полярным управлением, заинтересовав­ шимся изобретением т. Карамышева, по­ лучен отзыв от Сектора актинометрии Арктического института. Этот прибор, говорится в отзыве: „заслуживает внимания и распространения на полярных станциях и в оперативных учреждениях Главсевмор­ пути, нуждающихся, в тех или других слу­ чаях, в ориентировочных данных об усло­ виях освещения”, Тов. Карамышев уже получил на свое изобретение заявочное свидетельство КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРИБОР ШАМАРИНА Ленинградский изобретатель т. А. Н. Ша- ыарин сконструировал оригинальный при­ бор для постоянного контроля и учета ра­ боты парохода. Прибор автоматически регистрирует хо­ довое и простойное время судна, давление пара в котле, работу главной машины, пе­ редний и задний ход и т. д. Кроме того, он дает возможность судить о расходе то­ плива. Одним из механизмов прибора являются астрономические часы, которые исполь­ зуются одновременно для передвижения ленты, где автоматически записываются все основные показатели работы судна. К прибору, устанавливаемому на капитан­ ском мостике, присоединяются трубки от па­ рового котла и от золотниковой коробки главной машины. Прибор позволяет точно учитывать ра­ боту не только судна, но и отдельных ра­ ботников судовой команды (кочегаров, меха­ ников и др.). Последний усовершенствованный вариант прибора т. Шамарина продемонстрирован недавно в Москве на отраслевом совещании работников пристаней и флота речного транспорта. Участники совещания устроили изобретателю продолжительную овацию. Первый серийный контрольно-измери­ тельный прибор Шамарина будет установ­ лен на нефтевозе „Степан Разин” на мостике прославленного стахановца водного транс­ порта капитана Чадаева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz