Советская Арктика. 1936, №5.
НО Советская А р кт и к а ■1936 • № 5 Т. К . ПРИМЕНЕНИЕ ВЕТРОДВИГАТЕЛЕЙ НА СЕВЕРЕ В условиях Арктики исключительный интерес приобретает использование ветря ной энергии для хозяйственных и культур ных нужд. В некоторых местах на Севере уже начали применять ветродвигатели для различных целей, но пока еще это имеет только зачаточный характер. Недавно Полярное управление Главсев- морпути получило сведения о том, чго на полярной станции Гыдаямо работниками рации тт. Аникиным и Михайловым кустар ным способом сконструирован ветродвига тель, от которого будет работать динамо радиостанции. Ветродвигатель позволит от казаться от расхода горючего, которое на Севере является дефицитным. Тт. Аникин и Михайлов сконструировали этот двигатель, используя материалы, имею щиеся под руками. На трехметровом столбе, диаметром в 25 сантиметров, установлен двигатель, основной частью которого яв ляются 4 брезентовых крыла, размером 60 X 90 сантиметров, с количеством оборо тов 60. Средняя мощность двигателя- - 3 силы. От ветряка работает динамо с на пряжением в 110 вольт и мощностью в 0,7 киловатт. Вместо приводного ремня конструкторы использовали пожарные шланги, подшип ники были ими взяты со старого двигателя .Червонный прогресс'. В ход были пущены материалы из своего обихода и даже ис пользовано утильсырье. На Чукотской к у л ь т б а з е еще в 1934 го ду силами учеников при показательной сле сарно-механической мастерской были сде ланы два роторных ветродвигателя. Вме сто валов были употреблены водопроводные трубы, подшипники взяты от старых ваго неток, а остальные детали были сделаны из кровельного железа, частью путем поков ки. И все это укреплено на деревянной раме. От ветродвигателей, начиная с 1934 года, работают все станки мастерской. Зимой, когда ветры на Чукотке бывают почти по стоянно и очень сильные, двигатели рабо тают почти без перебоя. В летнее время, когда ветры ослабевают, станки работают от двигателя внутреннего сгорания. Бензин на Чукотке дефицитен, поэтому экономия его сохраняет большие средства. При менение ветродвигателей на Севере в более широком масштабе может сыграть большую роль в хозяйственном и культур ном строительстве. Так, после применения ветродвигателей в слесарной мастерской Чукотской культбазы, возник вопрос об ис пользовании их и для освещения культбазы. В 1934 году Комитет Севера д;:л заказ на конструкцию, а затем и на производство 15-киловаттного ветродвигателя для обслу живания на Чукотской культбазе светом и механической энергией больницы, школы, а также рентгеновского кабинета, кварцевых, ламп и т. д. В конце 1У35 года такой ветродвигатель „Д-12“ был изготовлен и отправлен на Чукотку. Ветродвигатель „Д - 1 2 “ уже значитель ное время применяется на Ямальской кулы - базе, где от него получают электрическое освещение все учреждения базы, работает рентгеновский каоинет и приводятся в дви жение все станки мастерской культбазы. 15-киловаттный ветродвигатель для поляр ной станции получает также и Уэлен. На В илюн е й ск о й к у л ь тб азе работниками мастерской собран почти из утильсырья роторный ветродвигатель, такой, как и на Чукотской культбазе. Он приводит в дви жение станки в мастерской. Идея применения ветродвигателей полу чила свое дальнейшее развитие. Чукотские жилища-яранги освещаются и отапливаются нерпичьим жиром. Каждая яранга в среднем сжигает 1 тонну жира в год. По ценам интегралкооперации тонна стоит 1000 руб. Возник вопрос о примене нии ветродвигателей для освещения чукот ских яранг, что может дать большую эко номию дорогостоящего нерпичьего жира. Было подсчитано, что такая экономия может выразиться в 333 килограмма жира на ярангу в год, т. е. одна Чукотка может дополнительно дать много тонн прекрасного нерпичьего жира для нужд нашей промыш ленности, которые раньше сжигались ис ключительно для освещения яранг. Бывший заведующий показательной слг- сарно-механическОй мастерской при Чукот ской культбазе т.Григорьев осенью 1935года, после двухлетнего пребывания на Чукотке, внес в Управление по развитию хозяйства и культуры народов Севера предложение: устроить ветромоторные станции мощно стью в 1 1/2 киловатта, причем они должны быть комбинированные — ветродвигатели и двигатели внутреннего сгорания для без- ветреного времени. Управление приняло это предложение и отпустило на 3 установки 21 тыс. рублей.. Но в процессе оформления заказов столкну лись с трудностями: готовой конструкции такой мощности не оказалось, специальное конструирование обошлось бы очень дорого, а применять двигатели менее усовершен ствованные пока еще невозможно, так как аккумуляторное хозяйство слишком сложно и не может получить массового распростра нения при работе слабо квалифицированных кадров мотористов из местного населения. Было решено применить более мощные двигатели, как „Д 8 “ — четырехкиловатт- ные. Такой двигатель уже сконструирован, но он значительно дороже тех, которые были запроектированы первоначально: обойдется около 25 тыс. руб. Однако года в два он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz