Советская Арктика. 1936, №5.
С. А . Бергавинов. Об арктической литерат уре _ ______________________ 7 Разве неизвестно творцу „теории" зимовок, что истекшим летом на Ко лыму Главсевморпуть направил 6 кораблей с грузом в 12 891 тонну для „Дальстроя“? Эти пароходы, успешно завершив свои рейсы, не только не зазимовали, но даже вернулись на 12 дней раньше уста новленного срока. Обо всем этом „не помнит" Толмачев, как не упо минает он ни одним словом о героической работе советских полярных летчиков. Ему лучше известны дела на Аляске, г д е . . . „в транспортных связях большей части страны в новейшее время видное место заняла авиация1' (стр. 111). Самой злокачественной частью книги А. И. Толмачева является его попытка „запужать“ трудностями полярных морей и смазать значе ние Северного морского пути. Ничего из этого, досточтимый автор, не выйдет. Не для того большевики взялись за это дело, чтобы отсту пить перед. .. „мощными многолетними льдами“ . . . Весь Северный мор ской путь, оснащенный передовой советской техникой, готов к приему и проводке любых кораблей любого назначения. Этот внутренний вод ный путь уже служит и будет надежно служить на благо нашей могу чей и счастливой социалистической родины. Книга кроме того содержит немало неточностей, наподобие того, что я к о б ы . . . „ пушной промысел составляет занятие преимущественно зажиточной части населения1 . . . (стр. 64). Удивительной экономической неграмотностью и незнанием условий блеснул Толмачев, когда он взялся за определение типов хозяйств Крайнего Севера. На стр. 68 он авторитетно в еща е т : ...,, Как два основных хозяйственных типа Севера мы можем бесспорно принять чукотско-эскимосский тип бере гового промышленника и развитый в той или иной мере у всех североазиатских народов тип оленевода, представляющий высшую экономическую ступень". Вот, действительно, „умри, Денис, лучше „не напишешь1. Это же сверхпроизвольная трактовка вопроса, она недопустима для любого грамотного человека. Каждый работник, соприкасающийся с этим вопросом, знает, что на Крайнем Севере у берегового населения преобладает рыбо-зверопромысловое хозяйство и, наоборот, в тундре, вдали от берега, хозяйство преимущественно оленеводческое и пушнопромысловое. В нашем понятии „высшую эко номическую ступень1 могут представлять хозяйства и тех и других районов. Прежде всего это зависит от их общественной организации, т. е. от коллективизации, от насыщенности их современными орудиями про мысла, от наличия крепких кадров, доходности и т. д. Можно было бы продолжить и дальше высказывания автора „но вейшего времени1, но нет нужды, ибо книга „Северные полярные страны" нам в лучшем случае представляется завуалированной вредной книгой, в которой и наукой мало пахнет. Она не дает ни малейшего предста вления о той действительно замечательной борьбе в Арктике, которая велась и ведется под руководством ВКП (б) советскими полярниками. Всей стране видна эта большая работа, которую оценила и партия в своем известном приветствии челюскинцам, а также полярникам в апреле 1935 года в связи с 15-летием советской работы в Арктике. Пора писательскому коллективу Союза дать достойную и описа тельную и художественную литературу о новой, Советской Арктике и советских полярниках. Материала для этого уйма. На нем можно и должно создать большие произведения, достойные великой эпохи Сталина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz