Советская Арктика. 1936, №5.

С. А . Бергавинов. Об арктической литерат уре _ ______________________ 7 Разве неизвестно творцу „теории" зимовок, что истекшим летом на Ко­ лыму Главсевморпуть направил 6 кораблей с грузом в 12 891 тонну для „Дальстроя“? Эти пароходы, успешно завершив свои рейсы, не только не зазимовали, но даже вернулись на 12 дней раньше уста­ новленного срока. Обо всем этом „не помнит" Толмачев, как не упо­ минает он ни одним словом о героической работе советских полярных летчиков. Ему лучше известны дела на Аляске, г д е . . . „в транспортных связях большей части страны в новейшее время видное место заняла авиация1' (стр. 111). Самой злокачественной частью книги А. И. Толмачева является его попытка „запужать“ трудностями полярных морей и смазать значе­ ние Северного морского пути. Ничего из этого, досточтимый автор, не выйдет. Не для того большевики взялись за это дело, чтобы отсту­ пить перед. .. „мощными многолетними льдами“ . . . Весь Северный мор­ ской путь, оснащенный передовой советской техникой, готов к приему и проводке любых кораблей любого назначения. Этот внутренний вод ­ ный путь уже служит и будет надежно служить на благо нашей могу­ чей и счастливой социалистической родины. Книга кроме того содержит немало неточностей, наподобие того, что я к о б ы . . . „ пушной промысел составляет занятие преимущественно зажиточной части населения1 . . . (стр. 64). Удивительной экономической неграмотностью и незнанием условий блеснул Толмачев, когда он взялся за определение типов хозяйств Крайнего Севера. На стр. 68 он авторитетно в еща е т : ...,, Как два основных хозяйственных типа Севера мы можем бесспорно принять чукотско-эскимосский тип бере­ гового промышленника и развитый в той или иной мере у всех североазиатских народов тип оленевода, представляющий высшую экономическую ступень". Вот, действительно, „умри, Денис, лучше „не напишешь1. Это же сверхпроизвольная трактовка вопроса, она недопустима для любого грамотного человека. Каждый работник, соприкасающийся с этим вопросом, знает, что на Крайнем Севере у берегового населения преобладает рыбо-зверопромысловое хозяйство и, наоборот, в тундре, вдали от берега, хозяйство преимущественно оленеводческое и пушнопромысловое. В нашем понятии „высшую эко ­ номическую ступень1 могут представлять хозяйства и тех и других районов. Прежде всего это зависит от их общественной организации, т. е. от коллективизации, от насыщенности их современными орудиями про­ мысла, от наличия крепких кадров, доходности и т. д. Можно было бы продолжить и дальше высказывания автора „но­ вейшего времени1, но нет нужды, ибо книга „Северные полярные страны" нам в лучшем случае представляется завуалированной вредной книгой, в которой и наукой мало пахнет. Она не дает ни малейшего предста­ вления о той действительно замечательной борьбе в Арктике, которая велась и ведется под руководством ВКП (б) советскими полярниками. Всей стране видна эта большая работа, которую оценила и партия в своем известном приветствии челюскинцам, а также полярникам в апреле 1935 года в связи с 15-летием советской работы в Арктике. Пора писательскому коллективу Союза дать достойную и описа­ тельную и художественную литературу о новой, Советской Арктике и советских полярниках. Материала для этого уйма. На нем можно и должно создать большие произведения, достойные великой эпохи Сталина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz