Советская Арктика. 1936, №5.
5 ____ __________ Советская А рктика • 1936 • № 5~ Сахалина за этот же год дали 20% естественного прироста. Разве это не факт первостепенного хозяйственного и политического значения! Автор книги, которая представляет собой набор общих рассуж дений и высказываний, ограничивается только фразой, ч т о . . . „в но вейшее время на крайнем северо-востоке Европы возник ряд про мышленных пр едприя тий " ... Больше ни звука не сказано об этом решающем вопросе социалистического преобразования Крайнего Се вера. Видимо, Толмачен не считает нужным хотя бы вкратце указать, что в это „новейшее время“ советской властью в Арктике построено свыше 50 полярных станций, созданы десятки пушных факторий, оле неводческих совхозов с поголовьем почти в 300 тыс. оленей, снабжен ческие базы, аэропорты, промышленные предприятия, где работают десятки тысяч рабочих (Чукотка, Колыма, Тикси, Нордвик, Игарка, Норильск, Дудинка, Воркута, Вайгач и т. д.). Эти промышленные центры играют серьезнейшую роль в хозяйственном, культурном и политическом развитии народностей, населяющих Заполярье. Когда пишешь книгу, посвященную хозяйству и народам Севера, нельзя умолчать и о том, что их развитие в значительной мере явилось результатом освоения Северного морского пути, в жизнеспособность которого Толмачев прямо не верит. Вот почему он кое-где и передерги вает. Наш запутавшийся автор на странице 15 своей книги, говоря об экспедиции Норденшельда в 1878—1879 годах, победно пишет: .. .„Нор- деншельду удается разрешить и проблему Северо-восточного прохода в полном ее объеме, —он проходит весь путь из Европы в Тихий океан на судне „Вега“. . . “. А на следующей странице, описывая советские походы „Сибирякова“, „Челюскина" и „Литке", Толмачев снижает тон и пишет, что ... „этими экспедициями разрешен в основном вопрос о возможности сквозного плавания Северо-восточным проходом1. Вся кому интересующемуся этим вопросом известно, что Норденшельд полностью не разрешил этой проблемы, ибо он прошел этот путь с зи мовкой и в две навигации. Наши же советские экспедиции этим путем и несколько раз действительно прошли в одну навигацию и положили проч ное начало нормальной эксплоатации всего Северного морского пути. Но Толмачеву факты ничего не говорят, он, игнорируя их, твердит, что... „мореплавание встречает здесь исключительные препятствия. Полярный бассейн, непрерывно забитый мощными многолетними льдами, почти на всем своем протяжении недоступен для судоходства в течение круглого года. .. .Да и в короткое лето лед не всегда расходится в них достаточно, чтобы можно было говорить о действительно свободной навигации даже в течение очень ограниченного периода1. . . Для нахо дящегося в плену у старых взглядов на Арктику Толмачева является пустым звуком то обстоятельство, что в этих районах в течение по следних лет ходят советские корабли с грузом и людьми. Только в навигацию 1935 года свободно плавали в арктических морях свыше 50 кораблей, на которых перевезено больше 200 тыс. тонн грузов. Кроме того, 4 обычных морских корабля прошли с грузом сквозным рейсом в обоих направлениях — из Архангельска во Владивосток и из Владивостока в Мурманск. Причем за все эти годы в летние на вигации не было ни одной аварии или существенной поломки. Все это для Толмачева нипочем, поэтому он с упорством на стр. 133 утверждает, что . . . „Н а востоке нашего Союза с большими трудностями удается поддерживать регулярную связь с устьем Колымы, и зимовки судов на пути туда остаются еще нормальным явлением*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz