Советская Арктика. 1936, №4.

94 Советская Арктика ■1936 •Л£> 4 В. К СОБАКИ НА ПОЛЯРНЫХ СТАНЦИЯХ Применяемый в полярном хозяйстве как для тяги, так и для перевозок моторный транспорт не может, однако, стать единственным на полярных станциях. Невозможно на всех станциях дать полную каж­ додневную нагрузку вездеходу, а тем более трактору, и сделать его рентабельным. Из пятидесяти действующих морских полярных станций моторный транспорт имеется только на пяти, ездовые же собаки имеются на со­ рока четырех станциях (отсутствуют лишь на шести станциях, обслу­ живаемых близлежащими станциями районного значения). Общее пого­ ловье достигает около 700 собак. Отсюда видно, что собачий транспорт является основным для перевозок и маршрутных работ. Работа, выполняемая транспортными собаками,—громадна. Ни одна маршрутная работа не обходится без их участия. Любой гидрологиче­ ский разрез в зимний период обязательно требует применения собак. Работы геологов, гидрографов, биологов также зависят от степени обес­ печения их собачьим транспортом. Промысел на льду морского зверя, частично белого медведя, а особенно песцовый—для расстановки и ос­ мотра капканов в возможно большем радиусе—решает в конце концов наличие собачьего транспорта. Заготовка в 1934/35 году на полярных станциях около 1500 кубометров плавника на дрова была осуществлена благодаря собачьему транспорту. Понятно значение собаки и в деле спасения или врачебной по­ мощи при срочных выездах на большие расстояния, как, например, при поездке врача станции Тикси т. Головина на остров Б. Ляховский (в 1935 году.) Источники пополнения собачьего поголовья на полярных станциях были совершенно недостаточны. Так, например, в 1935 году Дальне­ восточное управление не сумело заготовить для станций даже 30 собак. Питомник (вернее, распределитель)ездовых собак острова Диксона в навигацию прошлого года—первый год существования—имел заявок на 300 с лишним голов только от учреждений системы Главсевморпути, но поставил всего 60 собак. Все же питомник острова Диксона оказал выполнению плана 1935 года значительную услугу, явившись единственным поставщиком собачь­ его транспорта Индигирской экспедиции и экспедиции Всесоюзного Арктического института на реку Таймыр. Работа же питомника на ре­ ке Омолое оказалась сорванной. В значительной степени это зависело от плохого выбора местонахождения питомника, не обеспеченного кор­ мовыми ресурсами, но в большей степени — от неумелого руковод­ ства. Омолойский питомник принес пользу только тем, что смог выде­ лить собак для острова Ляховского и передать некоторое поголовье для организации питомника Якутпушнины при Сагастырской промыс­ лово-охотничьей станции. Питомник Сагастырской станции вместе с другими питомниками призван, конечно, по-иному разрешить проблему сохранения и улучше­ ния ездовой лайки, так как сами промыслово-охотничьи станции нуж­ даются в гораздо большем поголовьи, нежели полярные станции (на­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz