Советская Арктика. 1936, №4.

Советская Арктика ■1936 • № 4 ренными на практике оказалось значительным. Фактически нормальная грузоподъемность оказалась выше обычно принимаемой на 15—20°/о. Мы считаем среднюю нагрузку на вьюк для быка в осенне-зимний период 40 килограммов (вместо 32) и для важенки— 30 килограммов (вместо 25). Данные экспедиции показали неправильность недооценки оленей как верховых животных. К сожалению, у нас нет проверенных норм нагрузки на нарту. Но думается, что здесь мы будем иметь то же поло­ жение, что и для вьючной работы оленей. Проверка позволит устано­ вить истинные, более высокие нормы нагрузки. Можно утверждать, что средняя грузоподъемность оленя выше, чем это обычно считается. Будут ли такие проверенные средние нормы нагрузки чем-то постоянным, раз навсегда установленным? Безусловно, нет. Тов. Орджо­ никидзе в своей речи на совете при Наркомтяжпроме 12 мая 1935 года дал блестящую критику так называемых „технически-обоснованных норм1': „То, что вы называете технически-обоснованной нормой, это не двигает нашу технику вперед и наше освоение, а, напротив, сбивает людей с толку и под видом технически-обоснованных норм закрепляет сегодняшнюю нашу отсталость. Если товарищи, болтающие о техни­ чески-обоснованных нормах, думают, что они двигают вперед произво­ дительность труда, то они жестоко ошибаются: они проповедуют застой, консерватизм и сами того не понимают. Наши технические нормы выра­ батываются в процессе освоения. Чем дальше вы будете итти здесь вперед, чем лучше будете осваивать технику, тем больше и больше будете приближаться к действительно технически обоснованным нор­ мам". Рекорды стахановцев подтвердили правильность этой критики тов. Орджоникидзе. Наличная, норма нагрузки основывается на технике, существовав­ шей столетия. Однако даже неопытный человек сможет найти немало недостатков в конструкции упряжки и саней, в способах запряжки и управлении животными. Применяющаяся повсеместно на Севере грузовая запряжка не выдер­ живает никакой критики. Представляя собою глухую ременную петлю, одеваемую животному через плечо, она не дает возможности правильно использовать рабочую силу оленя. Не лучше способ грузовой запряжки, распространенный в Чукотском национальном округе, когда нарта всегда идет несколько боком, что заставляет оленя непроизводительно затра­ чивать силу. Сама конструкция нарт во многих районах Севера может быть улучшена, система крепления постромок — усовершенствована. Взяв лучшее, что выработано туземной практикой, использовав опыт иностранных оленеводов и сочетав все это с научно-обоснованной рационализацией и изобретательством, можно будет получить гораздо более совершенное транспортное снаряжение, которое позволит повы­ сить нормы нагрузки без ущерба для состояния животных и тем уве­ личить грузооборот. Над введением новых образцов грузовой упряжи работает Отдел оленеводства Всесоюзного Арктического института. Рационализация оленьего транспорта будет достигнута в результате борьбы, —и решающую роль в этом деле должны сыграть оленевод­ ческие совхозы и колхозы. Правильная загрузка рабочего дня. Какова сейчас загрузка и рас­ пределение рабочего дня в оленетранспорте? Бросаются в глаза крупные непроизводительные затраты времени. Рабочий день начинается со сбора ездовых животных — пастухи разы­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz