Советская Арктика. 1936, №4.
Советская Арктика ■1936 • № 4 ренными на практике оказалось значительным. Фактически нормальная грузоподъемность оказалась выше обычно принимаемой на 15—20°/о. Мы считаем среднюю нагрузку на вьюк для быка в осенне-зимний период 40 килограммов (вместо 32) и для важенки— 30 килограммов (вместо 25). Данные экспедиции показали неправильность недооценки оленей как верховых животных. К сожалению, у нас нет проверенных норм нагрузки на нарту. Но думается, что здесь мы будем иметь то же поло жение, что и для вьючной работы оленей. Проверка позволит устано вить истинные, более высокие нормы нагрузки. Можно утверждать, что средняя грузоподъемность оленя выше, чем это обычно считается. Будут ли такие проверенные средние нормы нагрузки чем-то постоянным, раз навсегда установленным? Безусловно, нет. Тов. Орджо никидзе в своей речи на совете при Наркомтяжпроме 12 мая 1935 года дал блестящую критику так называемых „технически-обоснованных норм1': „То, что вы называете технически-обоснованной нормой, это не двигает нашу технику вперед и наше освоение, а, напротив, сбивает людей с толку и под видом технически-обоснованных норм закрепляет сегодняшнюю нашу отсталость. Если товарищи, болтающие о техни чески-обоснованных нормах, думают, что они двигают вперед произво дительность труда, то они жестоко ошибаются: они проповедуют застой, консерватизм и сами того не понимают. Наши технические нормы выра батываются в процессе освоения. Чем дальше вы будете итти здесь вперед, чем лучше будете осваивать технику, тем больше и больше будете приближаться к действительно технически обоснованным нор мам". Рекорды стахановцев подтвердили правильность этой критики тов. Орджоникидзе. Наличная, норма нагрузки основывается на технике, существовав шей столетия. Однако даже неопытный человек сможет найти немало недостатков в конструкции упряжки и саней, в способах запряжки и управлении животными. Применяющаяся повсеместно на Севере грузовая запряжка не выдер живает никакой критики. Представляя собою глухую ременную петлю, одеваемую животному через плечо, она не дает возможности правильно использовать рабочую силу оленя. Не лучше способ грузовой запряжки, распространенный в Чукотском национальном округе, когда нарта всегда идет несколько боком, что заставляет оленя непроизводительно затра чивать силу. Сама конструкция нарт во многих районах Севера может быть улучшена, система крепления постромок — усовершенствована. Взяв лучшее, что выработано туземной практикой, использовав опыт иностранных оленеводов и сочетав все это с научно-обоснованной рационализацией и изобретательством, можно будет получить гораздо более совершенное транспортное снаряжение, которое позволит повы сить нормы нагрузки без ущерба для состояния животных и тем уве личить грузооборот. Над введением новых образцов грузовой упряжи работает Отдел оленеводства Всесоюзного Арктического института. Рационализация оленьего транспорта будет достигнута в результате борьбы, —и решающую роль в этом деле должны сыграть оленевод ческие совхозы и колхозы. Правильная загрузка рабочего дня. Какова сейчас загрузка и рас пределение рабочего дня в оленетранспорте? Бросаются в глаза крупные непроизводительные затраты времени. Рабочий день начинается со сбора ездовых животных — пастухи разы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz