Советская Арктика. 1936, №4.
И. В. Дрѵри. Реконструкция оленьего транспорта 91 Организация оленетранспорта по такому принципу наиболее целе сообразна в тех районах, где природные условия позволяют сосредото чить в одном хозяйстве достаточно крупное поголовье, могущее обслу жить весь район. Сюда входят северные районы Якутска, Таймырский округ, т. е. главным образом тундровые районы. В условиях тундры легко поддерживать постоянную связь между стадами и руководить всеми работами хозяйства. В районах таежных, частично и в лесо-тундровых, где поддержи вать регулярную связь значительно сложнее, трудно правильно органи зовать и управлять всем производственным процессом в целом: выра щивание молодняка, укомплектование ездовых стад и их эксплоатация. Специфические условия работы в лесной полосе, в особенности в охот- ничье-промысловых районах (необходимость охвата больших территорий, рельеф местности, растительный покров) ограничивают поэтому пого ловье ездовых стад цифрой в 100—150 голов и плодовых—400—500. При этих условиях организация транспортных хозяйств по вышеизло женному принципу встречает целый ряд затруднений. Поэтому здесь может быть иной метод—метод еще большей специализации. Вполне мысчима организация предприятий, в которых выделены •функции воспроизводства ездового поголовья, и, с другой стороны,— предприятий чисто транспортного направления, занимающихся ездо вой работой. Оставление в одном хозяйстве лишь функций воспроизводства стада дает то преимущество, что позволяет концентрировать все вни мание руководящего аппарата и всех работников на выращивании мо лодняка. Товарная продукция — вполне обученный к езде двух-, трех летний молодняк — поступает ежегодно для ремонта рабочих стад, по договорам, заключенным базой с предприятиями. Чисто транспортные стада организуются в колхозах и предприя тиях (тресты Главсевморпути, Союззолото и др.), находящихся в районе деятельности базы, где они работают, ежегодно ремонтируясь за счет молодняка базы. ★ Олений транспорт сегодняшнего дня технически стоит на той же ступени, к какой его привела вековая практика оленеводов. Нормы нагрузки. Дефектом оленьего транспорта обычно считается низкая грузоподъемность каждой транспортной единицы. Считают, что нарта, запряженная парой оленей, поднимает 160—180 киллограммов, т. е. по 80—90 килограммов на оленя и вьюк до 30 килограммов. Это те нормы, которые фигурируют в отчетных материалах экспедицион ных и местных работников и из которых исходят при плановых на метках. Если познакомиться с нормами нагрузки, даваемыми местным населением в разных районах Севера, то окажется, что они очень варьи руют: известны, например, случаи нагрузки до 480 килограммов на нарту, т. е. по 240 килограммов на оленя. Почему обычно принимаются при веденные выше заниженные нормы нагрузки? Все дело, повидимому, в том, что они получены опросным путем, без соответствующей про верки на местах. Опыт Нижнеамурской экспедиции Института оленевод ства показал, что опираться исключительно на опросные сведения нельзя. Установление норм может быть сделано только путем изучения на месте. На основании полученного этой экспедицией материала, расхожде ние между средними нормами, полученными опросным путем, и прове
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz