Советская Арктика. 1936, №4.

90 Советская Арктика ■1936 ■№ 4 ными магистралями как союзного, так и местного значения. Он раз­ вивается там, где строительство дорог еще не осуществляется и где имеются естественные кормовые ресурсы. По мере освоения территории олений транспорт продвигается все дальше вглубь, уступая свое место другим видам транспорта. Есте­ ственно, что в короткий срок заменить олений транспорт механиче­ ским нельзя будет. Задача заключается в том, чтобы вести работу по постепенному внедрению механического транспорта на освоенных линиях с продвижением оленьего транспорта на неосвоенные еще участки. Необходимо предостеречь против тенденции игнорирования старых видов транспорта-—оленьего и собачьего—и против теории вытеснения оленьего транспорта механическим. Всем известно осужденное ЦК ВКП(б) противопоставление трактора коню. Пренебрежительное отношение к оленьему транспорту также нельзя расценивать иначе, как оппорту­ нистический, левацкий загиб. Умелое и правильное сочетание разных видов транспорта дает ключ к наиболее полному освоению Крайнего Севера. ★ Оленеводческое транспортное хозяйство должно быть построено с учетом наиболее полного и рационального использования его средств производства. До последнего времени хозяйства, на которые возлагались транс­ портные функции, в целях повышения грузооборота использовывали зачастую на транспорте весь половозрастный состав стада, за исключе­ нием телят. В результате этого в отдельных районах естественное вос­ производство стада было нарушено и средством для восстановления баланса стад являлся ремонт их со стороны, путем перегона оленей из других соседних районов. В качестве примера можно привести некоторые районы ЯАССР, таежные районы ДВК, где пополнение оленьего поголовья шло в боль­ шей степени именно таким путем. Такая постановка транспорта без­ условно ненормальна. На данном этапе центральной задачей является проблема вос­ производства стада. С этой целью наиболее желательным надо считать создание специализированных транспортных хозяйств. Кроме своей не­ посредственной работы—обслуживание грузооборота,—такое хозяйство выращивает молодняк, которым укомплектовывает свое ездовое стадо. Хозяйство имеет отдельные хозрасчетные ездовые стада, в которых сосредоточены ездовые животные, и плодовые стада, где идет выращи­ вание молодняка и его подготовка к эксплоатации. В плодовых стадах процент важенок доходит до 50—55, ездовые же стада состоят исклю­ чительно из рабочих животных. Если размер каждого плодового стада может быть принят нормальный в 1500 голов, то ездовые стада в силу специфических условий их использования не должны превышать 250— 300 голов. Каждое стадо обслуживается отдельной бригадой. Поскольку транспортные работы в основном падают на зимний сезон, — к этому времени приурочивается выделение ездовых стад. Весной, с окончанием рабочего сезона, ездовые стада идут на от­ дых и летнюю поправку — либо объединенными по 4—5 стад (в зави­ симости от их территориального размещения), либо вливаясь в плодовые стада.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz