Советская Арктика. 1936, №4.

И. В. Друри. Реконструкция оленьего транспорта _________________________________ 89 И. В. ДРУРИ РЕКОНСТРУКЦИЯ ОЛЕНЬЕГО ТРАНСПОРТА Олений транспорт издавна был основным средством сообщения на Крайнем Севере. Наряду с собакой олень позволяет осваивать необъят­ ные малонаселенные тундры, использовать естественные пушные и рыбные богатства края; он является средством связи с местными адми­ нистративными и торговыми пунктами. В отдельных районах, где возможность использования естественных водных путей сообщения ограничена, имела место систематическая перевозка грузов оленьим транспортом. Таковы крупные оленьи тракты в Булунском районе, тракт Дудинка —Анабара. В период развития на Севере госторговли и кооперации, когда операции по ввозу и вывозу товаров, в связи с улучшенным снабжением северных народностей, стали увеличиваться, — основной грузооборот проходил через водный и олений транспорт. При этом, как правило, планы перевозок на оленях не выполнялись. Каковы характерные черты оленьего транспорта? Первое— несвязанность с дорогами, что позволяет пользоваться им в самых отдаленных и недоступных местах. Для эксплоатации в тунд­ ровых условиях авто и конного транспорта необходимо провести до­ рожное строительство. Даже такие виды механического бездорожного транспорта, как трактор, аэросани, вездеходы, требуют все же органи­ зации баз по ремонту и снабжению горюче-смазочными материалами. Второй важной особенностью оленетранспорта является возмож­ ность его содержания в большинстве районов Крайнего Севера на подножном корму. В этом отношении олень имеет преимущества и пе­ ред собаками и перед конным транспортом, требующими заготовки кормов на зимний сезон. При низкой технической вооруженности боль­ шинства районов Крайнего Севера заготовка кормов для ездовых собак идет, главным образом, за счет использования рыбных богатств. Исполь­ зование же местных трудно осваиваемых лугов и заброска концентра­ тов для лошадей в тундровые районы повышает себестоимость пере­ возок. К недочетам оленьего транспорта так же, как и собачьего, надо отнести его сравнительно малую грузоподъемность и его сезонный характер: основные перевозки на оленях падают на зиму. В бесснеж­ ный период года применение его незначительно и ограничивается только вьючной работой. Олений транспорт содействует вовлечению в хозяйственную жизнь страны наиболее глухих, до сих пор недоступных уголков Крайнего Севера — главным образом, охотничьих районов. Но олений транспорт имеет перспективы для своего развития и в некоторых ры­ боловецких районах для заброски туда предметов снабжения и вывоза оттуда продуктов промысла к магистрали. Поскольку в круг деятель­ ности Главсевморпути входят геологопоисковые и разведывательные работы в Арктике, олений транспорт и в этой области может найти широкое применение. Оленетранспорт может справиться со своими задачами при одном условии—наличии естественных кормовых угодий. Олений транспорт, таким образом, является средством сообщения и связи наиболее отдаленных малодоступных участков с уже освоен­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz