Советская Арктика. 1936, №4.

Ю. А. Васильев. Транспортное собаковоОгтво Севера 85 IV В настоящее время на Севере имеется несколько видов упряжек. В зависимости от того, совершается ли езда по открытому пространству или же среди тесно поставленных препятствий, например, по торосистому льду или по лесу, собаки запрягаются в ряд, как у юитов (эскимосов) Северной Америки и у ненцев (самоедов) Европейского Севера, или же — цугом, как у народов северо-востока Союза. При первом способе коэффициент использования силы каждой собаки значительно выше, возможность воздействия на нее в пути крайне проста, но зато свобода движения более стеснена, причем чем больше запрягается собак, тем больше они мешают друг другу. Эта упряжка по преимуществу грузовая. При упряжке цугом собаки прикрепляются попарно к длинному ремню-—середнику, состоящему из отдельных отрезков, соединенных кольцами. В эти кольца продеваются ремни, идущие к отдельным собакам и заканчивающиеся палочками-вертлюгами, не дающими им выскакивать из колец, но обеспечивающие собак от перекручивания ремня при перемене плеча, путем перехода на место соседки, и при катании по снегу на остановках. Тяга шеей теперь нигде не применяется; путем употребления более или менее совершенной конструкции шлеек, она перенесена на грудь. Только на Енисее кое-где еще применяется особый вид тяги за зад со­ баки, путем мягкой петли, часто из обрывка сети, перекинутой через поясницу и проходящей между ног собаки. Тут также обеспечивается простота упряжи и незапутываемость, особенно существенная потому, что эта упряжка преимущественно употребляется при буксировке лодок, где хозяин отделен от собак водой. Кроме этих упряжек, на Севере в лесной полосе употребляется еще охотничья упряжка, где одна или две собаки запрягаются вместе с человеком в нарту, и их ремни делаются более длинными и пропу­ скаются между ног человека, чтобы не мешать ему итти на лыжах. Полозья нарты тут ставятся очень близко, чтобы они как раз попадали на оставляемые человеком лыжницы, а для большей поворотливости к нарте с левой стороны приделывается маленькая оглобелька. Соответственно различиям в упряжке различаются и сами нарты. Они малы в охотничьей, коротки и особенно широки в веерной-эски- мосской, высоки—у ненецкой, длинны и узки—в цѵговой. Нарты обычно строились без единого гвоздя, скрепляясь рем­ нями или, как в охотничьей нарте, лыком, что придает им особую эла­ стичность и прочность, в то же время крайне упрощая их ремонт, который осуществляется только острым ножом. Для достижения большей гладкости хода и для предохранения полозьев от стирания, зимой нарты покрываются ровным слоем льда, „войдаются“, путем обливания их водой, распределяемой по полозу куском меха. Весной, когда „войда“ начинает быстро отпадать, полозья подбиваются железом или—еще лучше—костяными пластинками, мор­ жовыми и китовыми; особенно хороши в этом отношении пластинки из нижней челюсти кита. Причем все они, конечно, не подбиваются в буквальном смысле, а привязываются ремнями, глубоко утопленными в них. Так как „войда“ лучше всего держится на березовом полозе и совсем не держится на лиственичном, зимой ездят на первых, а весной— на вторых. Во время каждой поездки „войду" приходится возобновлять,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz