Советская Арктика. 1936, №4.

Ю. А. Васильев. Транспортное собаковсдство С е в е р а ____ _______ 79 Эта транспортная функция ездовой собаки настолько оттесняла в глазах путешественников все другие стороны ее деятельности, что еще в 1680 году анонимный автор „Истории Сибири" говорил, что „на Севере собаками никто не пользуется, кроме воеводских и царских гонцов". Впоследствии, когда воевод сменили исправники, а ретивые губернаторы и архиереи начали объезжать наиболее отдаленные пределы своих губерний и епархий, единственным средством их передвижения служили собаки. Так как одним из способов отличиться перед началь­ ством было лихо прокатить его от одного населенного пункта до дру­ гого, отстоящего на несколько сот километров, то купцы, исправники и даже священники, по свидетельству Майделя и Тан-Богораза, наперебой старались подобрать себе лучшие упряжки. Взгляд на собаку только как на гонца-скорохода сохранился до последнего времени. Но когда на долю северного транспорта легло обслуживание экспедиций и переброска на периферию и обратно боль­ шого’ количества людей и, особенно, во много раз возросшего коли­ чества грузов,—создалась резкая диспропорция между возможностями собачьего транспорта и предъявляемыми к нему требованиями. Конечно, прежние функции собачьего транспорта —функции скоро­ стных и дальних перевозок, при наличии других более мощных средств сообщения и связи, должны измениться. Ведь даже поразительные рекорды собачьих упряжек, описанные Майделем (25 километров в час и 275 кило­ метров в 15 часов налегке и 70 километров в день при 500—600 кило­ граммов груза), в действительности являются крайне медленным спо­ собом передвижения и обладают очень малой грузоподъемностью, никак не могущей удовлетворить современные масштабы. Не следует забы­ вать, что „нормы" были меньше этих рекордов в два раза и более. Поэтому, хотя и в настоящее время наиболее рентабельным видом транспорта на Севере, после самолета, являются собаки, все же архаи­ ческая езда на них по тысячеверстным маршрутам на уже освоенной территории скоро должна отойти в область предания. Ее заменят для скоростных перевозок и почты линии регулярных воздушных сообщений, а для грузовых, возможно, своего рода „вездеходострады'1, базирую­ щиеся на речных системах, по которым в летнее время будут забрасы­ ваться запасы горючего. Обслуживание подъездных путей этих везде- ходострад на низовьях рек и на побережье океана целиком ляжет на собачий транспорт, равно как и обслуживание самих вездеходных баз и сети аэродромов. Примером совместной работы нового и старого видов транспорта явилась героическая работа по спасению челюскинцев. Блестяще про­ веденная воздушная операция была подготовлена длительной работой собачьих упряжек по заброске горючего, персонала и запасных частей на авиационные базы и по обслуживанию этих баз. В необжитых еще и неосвоенных областях такая совместная работа собак и механизированных средств сообщения еще долгие годы будет наиболее эффективным спо­ собом освоения Севера. И Рост населения, как аборигенного, так и особенно пришлого, и раз­ витие северного хозяйства потребуют сильного увеличения местного транспорта, находящегося в индивидуальном пользовании, снова вы­ двигая на первый план проблему ездовой собаки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz