Советская Арктика. 1936, №4.
Ю. А. Васильев. Транспортное собаковсдство С е в е р а ____ _______ 79 Эта транспортная функция ездовой собаки настолько оттесняла в глазах путешественников все другие стороны ее деятельности, что еще в 1680 году анонимный автор „Истории Сибири" говорил, что „на Севере собаками никто не пользуется, кроме воеводских и царских гонцов". Впоследствии, когда воевод сменили исправники, а ретивые губернаторы и архиереи начали объезжать наиболее отдаленные пределы своих губерний и епархий, единственным средством их передвижения служили собаки. Так как одним из способов отличиться перед началь ством было лихо прокатить его от одного населенного пункта до дру гого, отстоящего на несколько сот километров, то купцы, исправники и даже священники, по свидетельству Майделя и Тан-Богораза, наперебой старались подобрать себе лучшие упряжки. Взгляд на собаку только как на гонца-скорохода сохранился до последнего времени. Но когда на долю северного транспорта легло обслуживание экспедиций и переброска на периферию и обратно боль шого’ количества людей и, особенно, во много раз возросшего коли чества грузов,—создалась резкая диспропорция между возможностями собачьего транспорта и предъявляемыми к нему требованиями. Конечно, прежние функции собачьего транспорта —функции скоро стных и дальних перевозок, при наличии других более мощных средств сообщения и связи, должны измениться. Ведь даже поразительные рекорды собачьих упряжек, описанные Майделем (25 километров в час и 275 кило метров в 15 часов налегке и 70 километров в день при 500—600 кило граммов груза), в действительности являются крайне медленным спо собом передвижения и обладают очень малой грузоподъемностью, никак не могущей удовлетворить современные масштабы. Не следует забы вать, что „нормы" были меньше этих рекордов в два раза и более. Поэтому, хотя и в настоящее время наиболее рентабельным видом транспорта на Севере, после самолета, являются собаки, все же архаи ческая езда на них по тысячеверстным маршрутам на уже освоенной территории скоро должна отойти в область предания. Ее заменят для скоростных перевозок и почты линии регулярных воздушных сообщений, а для грузовых, возможно, своего рода „вездеходострады'1, базирую щиеся на речных системах, по которым в летнее время будут забрасы ваться запасы горючего. Обслуживание подъездных путей этих везде- ходострад на низовьях рек и на побережье океана целиком ляжет на собачий транспорт, равно как и обслуживание самих вездеходных баз и сети аэродромов. Примером совместной работы нового и старого видов транспорта явилась героическая работа по спасению челюскинцев. Блестяще про веденная воздушная операция была подготовлена длительной работой собачьих упряжек по заброске горючего, персонала и запасных частей на авиационные базы и по обслуживанию этих баз. В необжитых еще и неосвоенных областях такая совместная работа собак и механизированных средств сообщения еще долгие годы будет наиболее эффективным спо собом освоения Севера. И Рост населения, как аборигенного, так и особенно пришлого, и раз витие северного хозяйства потребуют сильного увеличения местного транспорта, находящегося в индивидуальном пользовании, снова вы двигая на первый план проблему ездовой собаки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz