Советская Арктика. 1936, №4.

Местный транспорт Севера Ю. А. ВАСИЛЬЕВ ТРАНСПОРТНОЕ СОБАКОВОДСТВО СЕВЕРА I Крайиий Север, особенно в тех местах, где корма для оленя отсут­ ствуют или добывание их затруднено, мог осваиваться и обживаться человеком только благодаря собаке. Начиная приблизительно с 67-й параллели, по рекам Лене, Яне, Индигирке, Колыме и Анадырю, по побережью Северного Ледовитого и Тихого океанов и Охотского моря собака в зимнее время являлась единственной тяговой силой. Без нее люди на Крайнем Севере были бы не только отрезаны друг от друга и от всего мира на 9 долгих месяцев, но и крайне затруднены были бы их производственные процессы, пере­ возка упромышленного морского зверя, осмотр расставленных по тунаре самоловных приспособлений, подъем грузов вверх по течению. Без собак были бы затруднены процессы обмена и производство целого ряда домашних работ. На Камчатке, например, по словам покойного профессора Грюнера, собаки не только зимой, но и летом возили воду, дрова из лесу, сено для лошадей и коров, а иногда даже вытаскивали и самих лошадей, завязших в снегу. Исключительно собаками перево­ зилась почта и шел весь грузооборот товаров. Некоторые же районы, как, например, Быстринский национальный район на Камчатке, снаб­ жаются товарами исключительно посредством собачьего транспорта. Если так было в прошлом и имеет место в настоящее время, то так ли будет обстоять дело в ближайшем будущем, после распростра­ нения на Севере механических транспортных средств, и не дожиаает ли собачий транспорт свои последние дни? Мы полагаем, что распространение на Севере вездеходов, аэро­ саней и авиации отнюдь не препятствует развитию транспортного собаководства, а, наоборот, только способствует ему. Недооценка роли собачьего транспорта зависит от того, что обра­ щается внимание только на одну из функций ездовой собаки и упу­ скаются из виду другие. В далеком прошлом, при неразвитом обмене, на первый план вы­ ступало участие транспортной собаки в указанных выше производ­ ственных процессах и бытовом обслуживании. С усилением межплемен­ ного обмена и особенно с развитием колонизации Севера русскими, на первый план выступила роль собаки как средства сообщения с далекими окраинами. Маленькая и легкая, переносимая одним ч е л о в е к о м , туземная нарта превратилась в многометровое сооружение, с грузоподъемностью в 400—500 килограммов, а небольшая упряжка в 5—7 собак выросла до 13—15 и больше отборных по своей силе и выносливости.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz