Советская Арктика. 1936, №4.
4 4 _________________ ________________________ Советская Арктика • 1936 ■№ 4 Эти затраты должны быть оправданы комплексным освоением. Хатангского района: соль, уголь, нефть. Где строить порт и какой внутризаводской транспорт должен быть организован в самом комплексе? Известно, что угольные месторождения находятся в одном месте; буровые скважины (1 и 2), заложенные на нефть, дают признаки нефте носности района — в другом, и, наконец, соляная сопка Тус-Тах —в третьем. Бесспорно одно, что Хатангский комплекс при полном его освоении не может не претендовать на более благоустроенные условия портового хозяйства. Подходы с восточной стороны полуострова Тумус-Юрунг возможны на таком же расстоянии, как и с севера. Разница в том, что восточный берег более защищен от ветров северных румбов. К тому же при по грузке соли с восточного берега необходимо соль подавать или по узкоколейке или по канатной дороге, протяжением 4,5—5 км. Наконец, все данные о гидрологии Хатангского района свидетель ствуют о том, что наиболее удобным, в смысле обеспечения глубин (10 15 метров) и большей безветрености, выделяется мыс Б. Карго. Суда могут подходить близко к берегу, что облегчает погрузочно-раз грузочные работы. Но мыс Б. Карго удален от соляной сопки, примерно, на 200— 250 километров. При этих условиях нужно организовать доставку соли либо по узкоколейке, либо тракторной тягой в зимний период. И то и другое мероприятие в условиях вечной мерзлоты и рыхлых (мшистых) грунтов, особенно летом, ненадежно. Не исключена возможность организации малокаботажного плава ния. Для металлических лихтеров, грузоподъемностью в 3000 тонн, на личие глубины у восточного берега в 3 метра вполне обеспечивает по грузку. Тогда лихтеры за буксирной тягой будут курсировать в бухту Тикси, как центральную базу Северного морского пути. Но при этих условиях перегрузка соли и в Тикси будет производиться на рейде, правда, более защищенном от ветров всех румбов. Имеющийся в Тикси мол в 60 метров гарантирует производство работ в самой бухте лишь для речных судов. Морские же суда с осад кой 7 — 8 м заходить в бухту в настоящее время не могут. Таким об разом, и здесь условия мало благоприятствуют перегрузочным опера циям и будут удорожать коммерческую стоимость нордвикской соли. Предложение транспортировать соль по канатной дороге прямо в трюм морского судна, находящегося на рейде в 1,5—2 милях от бе рега, вызывает необходимость укрепления опор в районе моря. Созда ние устоев для ферм потребует не меньших затрат, чем строительство железобетонного мола на мысе Юрунг-Тумус. То же относится и к про кладке трубопровода по морскому дну. Для этого необходимо сооруже ние мощной мельницы на Нордвике, чтобы обеспечить своевременную погрузку соли посредством пневматических устройств. Из всех разобранных вариантов транспортного освоения Нордвика наиболее вероятными являются: 1) либо создание порта с оградительным молом и производством землечерпательных работ на мысе Тумус-Юрунг, при условии, что раз работка соли будет производиться в недрах обнаруженного „соляного купола"; 2) либо создание причальных устройств в районе мыса Б. Карго при условии, что имеющиеся там соляные месторождения подлежат освоению:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz