Советская Арктика. 1936, №4.

4 4 _________________ ________________________ Советская Арктика • 1936 ■№ 4 Эти затраты должны быть оправданы комплексным освоением. Хатангского района: соль, уголь, нефть. Где строить порт и какой внутризаводской транспорт должен быть организован в самом комплексе? Известно, что угольные месторождения находятся в одном месте; буровые скважины (1 и 2), заложенные на нефть, дают признаки нефте­ носности района — в другом, и, наконец, соляная сопка Тус-Тах —в третьем. Бесспорно одно, что Хатангский комплекс при полном его освоении не может не претендовать на более благоустроенные условия портового хозяйства. Подходы с восточной стороны полуострова Тумус-Юрунг возможны на таком же расстоянии, как и с севера. Разница в том, что восточный берег более защищен от ветров северных румбов. К тому же при по­ грузке соли с восточного берега необходимо соль подавать или по узкоколейке или по канатной дороге, протяжением 4,5—5 км. Наконец, все данные о гидрологии Хатангского района свидетель­ ствуют о том, что наиболее удобным, в смысле обеспечения глубин (10 15 метров) и большей безветрености, выделяется мыс Б. Карго. Суда могут подходить близко к берегу, что облегчает погрузочно-раз­ грузочные работы. Но мыс Б. Карго удален от соляной сопки, примерно, на 200— 250 километров. При этих условиях нужно организовать доставку соли либо по узкоколейке, либо тракторной тягой в зимний период. И то и другое мероприятие в условиях вечной мерзлоты и рыхлых (мшистых) грунтов, особенно летом, ненадежно. Не исключена возможность организации малокаботажного плава­ ния. Для металлических лихтеров, грузоподъемностью в 3000 тонн, на­ личие глубины у восточного берега в 3 метра вполне обеспечивает по­ грузку. Тогда лихтеры за буксирной тягой будут курсировать в бухту Тикси, как центральную базу Северного морского пути. Но при этих условиях перегрузка соли и в Тикси будет производиться на рейде, правда, более защищенном от ветров всех румбов. Имеющийся в Тикси мол в 60 метров гарантирует производство работ в самой бухте лишь для речных судов. Морские же суда с осад­ кой 7 — 8 м заходить в бухту в настоящее время не могут. Таким об­ разом, и здесь условия мало благоприятствуют перегрузочным опера­ циям и будут удорожать коммерческую стоимость нордвикской соли. Предложение транспортировать соль по канатной дороге прямо в трюм морского судна, находящегося на рейде в 1,5—2 милях от бе­ рега, вызывает необходимость укрепления опор в районе моря. Созда­ ние устоев для ферм потребует не меньших затрат, чем строительство железобетонного мола на мысе Юрунг-Тумус. То же относится и к про­ кладке трубопровода по морскому дну. Для этого необходимо сооруже­ ние мощной мельницы на Нордвике, чтобы обеспечить своевременную погрузку соли посредством пневматических устройств. Из всех разобранных вариантов транспортного освоения Нордвика наиболее вероятными являются: 1) либо создание порта с оградительным молом и производством землечерпательных работ на мысе Тумус-Юрунг, при условии, что раз­ работка соли будет производиться в недрах обнаруженного „соляного купола"; 2) либо создание причальных устройств в районе мыса Б. Карго при условии, что имеющиеся там соляные месторождения подлежат освоению:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz